Форум » Анжелика, маркиза ангелов » Художественная ценность романа об Анжелике » Ответить

Художественная ценность романа об Анжелике

Селена: Приветствую всех участников этого форума! С большим удовольствие читала многие темы. Та тема, в которой обсуждался вопрос жанра "Анжелики", близка к предлагаемой мною теме. Но, тем не менее, мне хотелось бы обсудить здесь роман с точки зрения вклада в литературу. Есть ли этот вклад? В чем он? Или его нет? В чем художественная ценность романа об Анжелике? Думаю, что логично было бы немного обозначить и понятие "художественной ценности", что оно в себя включает, и от этого исходить в оценке романа. Если предположить, что настоящее художественно произведение отвечает следующим требованиям: - наличие единой смыслообразующей идеи; - наличие психологически верных образов и их развитие; - новаторство в своем жанре, форме, содержании..., найдем ли мы в нашем любимом романе эти черты? Обещаю скоро выразить свое мнение на этот счет. Очень любопытно было бы узнать и ваше!

Ответов - 141, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Daria: Селена пишет: 1. Ремесленный профессионализм - это умение согласовать исторические факты с жизненными коллизиями героев? Это наличие особого авторского стиля, отточенность языка, красота слога? Умение внятно изложить факты, чтобы читатель не запутался? Я думаю, это важный фактор, но не определяющий. Достоевский, кажется, не образец литературного языка, но классик. Да, имеется в виду совакупность разных критериев, определяющих ремесло. Конечно, каждый из них сам по себе ничего не значит, тут нужно все вместе рассматривать. Форма должна соответствовать содержанию. Есть писатели, которым для выражения конкретного содержания вовсе не нужны красоты стиля, а бывает и наоборот. Вот у Голон в оригинальном тексте никаких стилистических красот не наблюдается (в отличие от северовского перевода, например), зато она мастерски владеет другими приемами технической стороны дела. Селена пишет: 2. Соглашусь, что Голон писательница не интеллектуальная. Но это не мешает ей на интуитивном уровне воплотить идеи. Нет, здесь речь сугубо о рациональном творческом начале, об умственном и душевном опыте автора. Ну, тут уж какой человек, такие и идеи. Нельзя писать что-то вообще без мыслей, а на выходе получить художественное воплощение гениальных идей. Такого не бывает. Селена пишет: 3. Метафизика и дух. Честно скажу, что не понимаю, что это и как оно может проявляться в произведении Ну, грубо говоря, это интуитивное творческое начало, Божья искра — как Вам больше нравится :) Как раз случай с пушкинской Татьяной, которая вышла замуж, или с Карениной, которая легла под поезд. Такое важное свойство любого художественного произведения, как образность, напрямую зависит от этой сферы. Можно не иметь никаких идей, а образ создать. Гениев иногда заносит в эмпиреи. :) В общем, тут что-то объяснить "на пальцах" очень тяжело. А Пейрак явно не из эмпиреев. :))) И дело не в том, может ли человек что-то полезное из его характера извлечь, или нет — это все субъективно. Он надуманный персонаж "из мира грез", и ничего такого вселенски важного и вечно актуального, к сожалению, не несет.

Селена: Итак, что же мы имеем на выходе? Ведущие образы "Анжелики" - гипертрофированные, отвечают такому нелестному понятию как Мери-Сью, неуместно возведенные на пьедестал, следовательно, начисто лишенные реализма. Ситуацию спасает интересная психология их взаимоотношений в некоторых частях серии, а также более реалистично написанные второстепенные герои. Срез идей не представляет в романе ничего выдающегося. Главным лозунгом является БОЛЬШАЯ ЛЮБОВЬ БОЛЬШИХ ЛЮДЕЙ. Любопытно автор отражает начало эпохи сексуальной революции в образе главной героини романа. Где-то в репликах главного героя, я думаю, Голон прописывает некоторые свои взгляды на разные вещи (думаю или процитировать это здесь, или создать тему - как считаете?). Жанровая особенность "Анжелики" - смешение различных жанров (простите за тавтологию) - приключенческого, исторического, любовного, психологического. Тщательно проработанной является историческая сторона. Может быть, Голон и права, что решила добить этот план в новой версии, осознавая, вероятно, что история увеличит шансы на интерес книги в будущем. Почему же мне интересно читать эту книгу? Ну, потому что мне нравится смотреть на этих супергероев из мира грез, нравятся их взаимоотношения, нравится их история, нравится, как представлена эпоха и во французской, и в американской части. Нравится, что эта книга не вгоняет в депрессию, а заставляет мечтать. Интересоваться трубадурами, французской музыкой 17 века, Королем-Солнцем и его временем, нравами эпохи. Предполагаю, что"Анжелика" - это шедевр распространенной в наш век "терапевтической литературы". И, судя по тому, как цивилизация наращивает темпы нашей жизни и как вгоняет людей в стресс, такая литература будет востребована и в дальнейшем.

Селена: Daria пишет: Вот у Голон в оригинальном тексте никаких стилистических красот не наблюдается (в отличие от северовского перевода, например), зато она мастерски владеет другими приемами технической стороны дела. Daria , поделитесь, если можно, по поводу других приемов технической стороны дела.


Daria: Селена, Вы там в предыдущем сообщении, наверное, случайно поставии галочку "показывать только модераторам", так что мы его прочитать не можем. На Ваш вопрос обязательно отвечу чуть позже. :)))

Селена: Дарья, спасибо за плечо Что-то не было у меня кнопки Правка, поэтому я просто скопировала свое сообщение Итак, что же мы имеем на выходе? Ведущие образы "Анжелики" - гипертрофированные, отвечают такому нелестному понятию как Мери-Сью, неуместно возведенные на пьедестал, следовательно, начисто лишенные реализма. Ситуацию спасает интересная психология их взаимоотношений в некоторых частях серии, а также более реалистично написанные второстепенные герои. Срез идей не представляет в романе ничего выдающегося. Главным лозунгом является БОЛЬШАЯ ЛЮБОВЬ БОЛЬШИХ ЛЮДЕЙ. Любопытно автор отражает начало эпохи сексуальной революции в образе главной героини романа. Где-то в репликах главного героя, я думаю, Голон прописывает некоторые свои взгляды на разные вещи (думаю или процитировать это здесь, или создать тему - как считаете?). Жанровая особенность "Анжелики" - смешение различных жанров (простите за тавтологию) - приключенческого, исторического, любовного, психологического. Тщательно проработанной является историческая сторона. Может быть, Голон и права, что решила добить этот план в новой версии, осознавая, вероятно, что история увеличит шансы на интерес книги в будущем. Почему же мне интересно читать эту книгу? Ну, потому что мне нравится смотреть на этих супергероев из мира грез, нравятся их взаимоотношения, нравится их история, нравится, как представлена эпоха и во французской, и в американской части. Нравится, что эта книга не вгоняет в депрессию, а заставляет мечтать. Интересоваться трубадурами, французской музыкой 17 века, Королем-Солнцем и его временем, нравами эпохи. Предполагаю, что"Анжелика" - это шедевр распространенной в наш век "терапевтической литературы". И, судя по тому, как цивилизация наращивает темпы нашей жизни и как вгоняет людей в стресс, такая литература будет востребована и в дальнейшем.

Daria: Селена пишет: Daria , поделитесь, если можно, по поводу других приемов технической стороны дела. На мой взгляд Голон прежде всего талантливый драматург. :) Сцены взаимодействия персонажей написаны отлично, и по напряжению перипетий, и с точки зрения эмоционального воздействия. Во многих томах (особенно где того требует жанр) — грамотная сюжетня композиция, без провисаний и излишней концентрации действия. Вот это обеспечивает то замечательное свойство книги, когда в нетерпении переворачиваешь странички. :)) При минимальных описаниях Голон умудряется писать атмосферно, за счет удачного акцентирования на деталях. Она интересно вплетает (в старой версии) исторические и прочие познавательные подробности в ткань повествования так, что они не выглядят чужеродными, у читателя возникает желание узнать больше об этой стране и эпохе, а не ощущение, что его поучают. Ну, что еще.... легкие, местами даже остроумные диалоги, в целом удачный для такого жанра выбор рассказчика — с точки зрения главной героини, без немотивированных "прыжков" в головы других персонажей; автор в основном помалкивает, и правильно делает. Хотя это вообще характерная черта для литературы XX века. В общем, от текста получаешь настоящее гастрономическое удовольствие, хоть и не хватает ему ни тонкой иронии, ни глубины мысли за теснотой слов. Селена пишет: Почему же мне интересно читать эту книгу? Ну, потому что мне нравится смотреть на этих супергероев из мира грез, нравятся их взаимоотношения, нравится их история, нравится, как представлена эпоха и во французской, и в американской части. Нравится, что эта книга не вгоняет в депрессию, а заставляет мечтать. Интересоваться трубадурами, французской музыкой 17 века, Королем-Солнцем и его временем, нравами эпохи. Предполагаю, что"Анжелика" - это шедевр распространенной в наш век "терапевтической литературы". И, судя по тому, как цивилизация наращивает темпы нашей жизни и как вгоняет людей в стресс, такая литература будет востребована и в дальнейшем. Погодите, давайте определимся с терминологией. Вы же как поставили вопрос с самого начала: художественная ценность романа. Не познавательная, не житейская, не терапевтическая, а именно художественная. А это, по строгому научному определению, подразумевает определенные свойства произведения. На тему "почему мне интересно читать эту книгу" или "какое влияние она оказала на меня, мое мировоззрение, мою жизнь", можно тоже с удовольствием побеседовать, только это же совсем другой разговор. :))) Мне кажется, Вы путаете актуальность с точки зрения текущих потребностей общества и актуальность с точки зрения объективной реальности. Классика — это то, что актуально всегда и везде, вне зависимости от социокультурных надстроек; ценно само по себе вне зависимости от того, сколько человек это читают и оценивают. Если аборигены джунглей Амазонки не в состоянии оценить такой шедевр, как "Война и мир", то это проблемы аборигенов джунглей Амазонки. А от шедевра не убудет. :)) Подлинно художественно то произведение, которое отражает некую важную правду о мире и человеке, до познания которой художник дошел собственным опытом, а не взял готовую, и только тогда оно вечно ново и оригинально. А так называемая развлекательная литература это несколько другое явление, и функции у нее другие. Вопрос только в том, как ее называть. :) Просто в наш век заката эпохи Гуттенберга литературой стали именовать едва ли не любую печатную продукцию. А традиционная русская квазиинтеллигентность не позволяет честно отделить мух от котлет. :))) Какой-нибудь даме с высшим образованием может быть стыдно признаться, что она читает в метро Донцову — это типа безвкусица. :) В то время как она это делает в основном ради того, чтобы занять время и мозг. И "Анжелику" читают не для того, чтобы приобщиться к высокому; эти книги замечательно выполняют компенсаторскую и познавательную функции, но шедеврами литературы не являются. И ничего ужасного лично я в этом не вижу.

fornarina: Daria пишет: Ну, это вообще характерная черта хорошей литературы. :) Неправда Ваша:)) Да лучшие книги обычно интересней всего! Селена пишет: На наших полках или в пантеоне - в будущем это будет примерно одно и то же, мне кажется. Ну, это разные вещи. Обширный пласт поклонниц "Анжелики" в нашей стране - результат миллионных тиражей рубежа 90-х, когда "Анжелика" по недоразумению оказалась для наших бедных женщин каким-то откровением и секс-триллером:). Тем более в основном в плохих и покоцанных переводах, вполне добротного стиля оригинала не передающих. Ситуация прелюбопытная, но к литературному процессу отношение имеющая мало. Селена пишет: Массовый ли МЫ (мы, которые на форуме и наши друзья по увлечению) читатель? Вот вопрос. Нет. Селена пишет: Опять же, массовость - это критерий актуальности и художественной ценности? Я думаю, это критерий некоей злободневности. В эту минуту в Москве полтора миллиона человек читает детектив пресловутой Донцовой, а 1000 человек - "Войну и мир", а еще 10 человек - "Гаргантюа и Пантагрюэль". Вывод - Донцова актуальнее? Нет конечно, сама по себе коммерческая успешность ни о чем не говорит. Порнография в тыщи раз выиграет у "Евгения Онегина". И коммерческий успех Донцовой сам по себе совершенно не вводит ее в рамки какой бы то ни было литературы, потому что это наглая халтура, трэш. А не потому, что детектив - низкий жанр. Эдгар Аллан По тоже писал детективы:). То есть - мы немало на эту тему в свое время перетерли с Δaria - дело не в жанре, а в качестве прежде всего. "Анжелика" в своих первых семи томах была вполне качественным продуктом, любовно-историческим романом с аллюзиями для современного читателя. И это работало, пока автор не сбрендил, а аллюзии не перестали работать. Сейчас остался, в сущности, приличный любовно-исторический роман для дамского чтения. И так бы оно и было, если бы не неурядицы с издателями и не фатальное обновление серии. Селена пишет: на этих супергероев из мира грез, Ой. А мне вот всегда нравится только грубый реализм:). Daria пишет: И ничего ужасного лично я в этом не вижу. Ну, я тоже. Это с самого начала был нормальный коммерческий проект. Анн и Серж сидели на бобах, поняли, что надо что-то делать, выход - написать успешную книжку. Помониторили рынок, поняли, что Франции не хватает своей Скарлет О'Хара. Из исторических эпох "незанятой", то есть неохваченной каким-нибудь выдающимся романом, оказалась Великая Эпоха. К тому же они жили в Версале. Ну, и пошло-поехало. Вот если бы Анн осталась на этом здравом и хорошем идейном уровне, а Анжелика не полезла бы бороться с Церковью и дьяволом одновременно, а мирно осталась бы печь пироги и ждать внуков во глубине канадских лесов, и последний том был бы написан не позднее года 68-69, то все было бы просто чудесно:).

alf-i-ya: Селена , очень рада Вашему появлению на форуме! Полностью с Вами согласна и особенно с: Селена пишет: Анжелика стремится к своему супругу и господину, и мы тоже примерно об этом мечтаем. А потому, что здесь стоит вопрос о самой Женщине, о Природе Женщины, о ее сущности и предназначении. Соотношение между мужчиной и женщиной предопределено Природой: Он огонь зажигает - Она огонь хранит. И это огонь будет гореть, только если они вместе. Они будут в гармонии с собой, только если каждый останется на своем месте. Как только один стремится занять место другого, начинается конфликт с самим собой. Что предлагала сексуальная революция? Брось огонь, очаг и рви когти, как мужик? Чем ты хуже? Некоторых женщин жизнь вынуждает такими быть, но там-то, где-то в глубине их глаз, видна тоска по себе-Женщине, которая не смогла родиться и прожить. "Мечта каждой женщины скромна и необъятна - любовь!" (говорит Пейрак) В какой-то момент они становятся несчастными от своей мужской жизни, если только не превратились в мужчину окончательно. "То время, когда она была так упоительно счастлива", Анжелика была замужем, под защитой своего мужа, матерью детей, красавицей, которую любили, лелеяли и уважали. С того момента, как она потеряла мужа и все, что к нему прилагалось, она вступила в схватку с жизнью. Она вынуждена была вступить. Первый тайм закончился потерей второго мужа, которого она еще и не успела обрести. И жизнь (в лице короля) подбросила ей идею для новой борьбы - документы, подтверждающие, что Жоффрей жив! Наша девушка-эмансипе готова к новой битве. Второй тайм можно откомментировать словами "Благодари Бога, что еще жива осталась!" Но она не принимает уроков, которые ей преподносит жизнь и начинает восстание. Третий тайм приводит почти к саморазрушению, к смерти одного сына, к уходу другого. Она продолжает бороться с жизнью, пытаясь лишить этой самой жизни неродившегося, а потом и родившегося ребенка. Всеми силами она открещивается от своей женской сути и заходит в тупик. (Мне кажется, что когда граф в 6 томе сокрушается в связи с бунтом "почему ты себя не сохранила?!", он не только про себя говорит, но и про нее как про Женщину...) И ей пришлось остановиться и задуматься. "Зализывая раны, как волчица", она постепенно возрождается как мать, в ней стихает гнев и бунт, она вновь становится слабой, но Женщиной, с великой силой мудрости, которую дал ей опыт. И эта Новая Женщина начинает романтически грезить, естественно, о принце в черной маске... А в финале и Он появляется. И с этого-то момента она обновляется, чувствует себя по-настоящему свободной для новой жизни и для новой любви с большой буквы "Л"! А дальше они сражаются с невзгодами вместе и потому всегда побеждают. В связи с вышесказанным, мне кажется, что в идейной плоскости произведения ключевую роль играет именно эта мысль. Стремление (и вынужденное, и не вынужденное) Женщины стать равной во всем Мужчине может привести к краху Женщины. Куда как разумнее быть не лучше мужчины, а быть вместе с ним! По-отдельности - они половинки, и только вместе - Целое.

Daria: fornarina пишет: Неправда Ваша:)) Да лучшие книги обычно интересней всего! Ну, я же о наблюдательном авторе, а не о том, насколько это скучно/интересно читать. :) Я в школе с упоением читала "Обломова", над которым бились мои одноклассники, и в свою очередь не смогла осилить "Мастера и Маргариту", от которого многие все были в восторге. Так что здесь дело вкуса. )) fornarina пишет: Вот если бы Анн осталась на этом здравом и хорошем идейном уровне, а Анжелика не полезла бы бороться с Церковью и дьяволом одновременно, а мирно осталась бы печь пироги и ждать внуков во глубине канадских лесов, и последний том был бы написан не позднее года 68-69, то все было бы просто чудесно:). На мой взгляд последним томом нужно было делать том 6 или 7. Вот тогда было бы просто расчудесно.

fornarina: Daria пишет: Ну, я же о наблюдательном авторе, а не о том, насколько это скучно/интересно читать. :) А-а, ну, конечно, а то я испугалась:). Как человек ленивый и рассеянный, я всегда была в состоянии прочесть только интересные книжки:). Daria пишет: На мой взгляд последним томом нужно было делать том 6 или 7. Вот тогда было бы просто расчудесно. Это я и имею в виду. Ну, скажем 7-й. Зимой беременеем, рожаем ребенка (а не безвкусных разнополых близнецов, у которых и глазки и голубые, и карие, а волосики и светлые, и темные, тьфу, мы и то в песочнице в возрасте моей дочери придумывали получше), природа ликует, ангелы поют аллилуйю, да здравствует коммуна графа де Пейрака:)). И фсё. К черту всего этого Оржеваля и мистическую муть. Увы:((. Впрочем, это мне просто нравится 7 книжка, а так бы и 6-я подошла, там в конце полный апофеоз:).

Daria: fornarina пишет: природа ликует, ангелы поют аллилуйю, да здравствует коммуна графа де Пейрака:)). А-а-а, я себе это представила. В стиле диснеевского мультика. :))) С поющими вокруг ГГ-ев деревьями, животными, птичками, а из-за холма встает солнышко, и в небе высвечивается "THE END". Ну а что касается личных предпочтений, то меня ужасно расстроил конец 4 тома и практически весь 5-ый целиком. (Я-то наивно полагала, что должно закончиться, как в фильме!). Против 6 и 7 ничего не имею, хоть и читались они уже с куда меньшем интересом. Ну а дальше ужос-ужос...

fornarina: Daria пишет: В стиле диснеевского мультика. :))) С поющими вокруг ГГ-ев деревьями, животными, птичками, а из-за холма встает солнышко, и в небе высвечивается "THE END". А что... вот было бы и хорошо... Daria пишет: (Я-то наивно полагала, что должно закончиться, как в фильме!) А, вот в чем дело:). Я не помню, что там было, даже не помню 4 или 5 фильмов всего... Ну, тогда бы не было моих любимых кальвинистов:). Они все-таки здорово написаны:).

Селена: Daria пишет: В общем, от текста получаешь настоящее гастрономическое удовольствие, хоть и не хватает ему ни тонкой иронии, ни глубины мысли за теснотой слов. Ага, здесь Вы совершенно правы Daria пишет: Погодите, давайте определимся с терминологией. Вы же как поставили вопрос с самого начала: художественная ценность романа. Не познавательная, не житейская, не терапевтическая, а именно художественная. А это, по строгому научному определению, подразумевает определенные свойства произведения. На тему "почему мне интересно читать эту книгу" или "какое влияние она оказала на меня, мое мировоззрение, мою жизнь", можно тоже с удовольствием побеседовать, только это же совсем другой разговор. :))) Да-а, похоже тут включается особенность моего восприятия - больше вширь, чем вглубь. Поэтому я не вижу противоречия в том, что одно и то же произведение может иметь как художественную ценность, так и прикладное значение, развлекательность. Напрашиваются сравнения из живописи. Скажем, Гойя был придворным живописцем, его задача состояла в том, чтобы писать портреты членов королевской семьи. Если портрет модели понравился - хорошо. Никто не вдавался в глубины искусства художника. А позже эти портреты признаны произведениями искусства, в музеях выставляются. Из музыки сравнения напрашиваются. Моцарт писал свои оперы и фортепианные концерты для того, чтобы развлечь знатную публику. А теперь его концерты и оперы - образцы музыкального совершенства. Про Дюма здесь кто-то писал, что он тоже публику развлекал своими романами-фельетонами, а сейчас их включают в классику. Голон написала в середине прошлого века развлекательный любовно-исторический роман. К нам он пришел в 90-е (уже 20 лет назад). И продолжает читаться. Говоря "почему мне интересно читать эту книгу ", я подразумеваю не только себя, но и всех тех, кто на этом форуме эту книгу обсуждает, перечитывает ее, пытается в ней немного разобраться спустя эти 20 лет. Не прочитал и забросил - а прочитал и запомнил. Поэтому я и назвала его шедевром в своей развлекательно-приключенческо-терапевтической нише. Пациент скорее жив. И жить будет, я думаю Насчет того, что к высокому не приобщает - это конечно, не ужасно. Я тут задумалась сразу: а всякие майн риды, сабатини, дефо, верны и другие - это представители классики, они приобщают к высокому? Если классики, то какой? Место "Анжелики рядом с ними?

Селена: fornarina пишет: quote: На мой взгляд последним томом нужно было делать том 6 или 7. Вот тогда было бы просто расчудесно. Это я и имею в виду. Ну, скажем 7-й. Зимой беременеем, рожаем ребенка (а не безвкусных разнополых близнецов, у которых и глазки и голубые, и карие, а волосики и светлые, и темные, тьфу, мы и то в песочнице в возрасте моей дочери придумывали получше), природа ликует, ангелы поют аллилуйю, да здравствует коммуна графа де Пейрака:)). И фсё. К черту всего этого Оржеваля и мистическую муть. Увы:((. Впрочем, это мне просто нравится 7 книжка, а так бы и 6-я подошла, там в конце полный апофеоз:). Девушки, я за это руками и ногами "За!" Протестантов я тоже люблю, надо их оставить обязательно. И про индейцев тоже нужно немного рассказать - это очень интересно. Тогда и идея гармоничной женственности не поломается... Может, написать совместное прошение и отправить автору на утверждение?

Селена: alf-i-ya , здравствуйте Спасибо, что разделяете мои мысли. Может, я и домысливаю здесь что-то свое, но все же не думаю, что эта книга исключительно для развлекухи :))



полная версия страницы