Форум » Журнал "Всякая всячина" » Историко-приключенческие романы » Ответить

Историко-приключенческие романы

Olga: Поскольку в других темах зашла речь об историко-любовно-приключенческих романах, открываю эту тему. Возможно читатели "Анжелики" хоть из любопытства но интересовались и другими книгами подобного пласта литературы, например, романами Жюльетты Бенцони, Кэтлин Уинзор, Роксаны Гедеон, Симоны Вилар, Елены Арсеньевой и так далее. Кому-то понравилось, кому-то нет? Предлагаю рассказывать о таких книгах и обсуждать их здесь, в этой теме.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All

Анна: Вадим пишет: цитатаВообще я стал за собой замечать, что с возрастом мне все труднее заставить себя читать беллетристику и все охотнее я читаю научно-популярную литературу или мемуары, т.е. о том, что так или иначе было на самом деле. Да, и хотя мемуары тоже бывают недостоверными, они все же ближе к исторической реальности. Научно-популярную литературу я всегда любила, и, пожалуй, можно сказать, что детские исторические повести тоже к ней относятся. ("День египетского мальчика" я вспомнила тоже). Вадим пишет: цитата. Вам не попадалась такая книга? Кажется, я ее как-то просматривала, и брать не захотела. Мне показалось, что автор слишком вольно обращается с историей. Это не там Гомер отождествляется с Пентауром? Иногда, правда, авторы бросаются в другую крайность, стараясь как бы "воспроизвести точность". Мне в свое время показалось, что такие моменты есть у Ладинского и Парницкого, причем последний явно использовал Моммзена.

Анна: Olga пишет: цитатаУ меня совершенно никакого интереса к истории скандинавских стран эта книга не вызвала, это художественное произведение, имхо, а не исторический труд. Нельзя же любую книгу рассматривать только с точки зрения поиска в ней исторических деталей. А вы пишите так, как будто любой кому понравилась книга, должен броситься изучать истоиию Норвегии, типа этим она ценна. Да если бы она была ценна только этим, имхо, ее вообще бы не издавали и не читали, художественную литературу не для этого покупают. Нельзя же искать везде только полезную информацию, а как же эстетика, духовное наслаждение? Ну что вы, какие обобщения? Никто ничего не должен. И почему вы решили, что я утверждаю, что книга только этим и ценна? Я считаю, что историческая литература ценна также и тем, что пробуждает интерес к истории (и географии), позволяет узнать новое о мире. Эстетика и духовное наслаждение подразумеваются по умолчанию Но познавательная и просветительская ценность у таких книг очень велика Olga пишет: цитатаХотя я вообще считаю, что "Кристин" - это не исторический роман. Я не согласна. И "Кристин", и "Улав", которого я начала читать, как раз исторические романы. "Анна Каренина" таковым не является, хотя бы потому, что Толстой писал роман о современности. Что же касается политической подоплеки при восприятии романа первыми читателями, то, конечно, книга ценна не этим (по-моему, это совершенно очевидно), но я полагаю, что подобные вещи нельзя не учитывать. Появление крупного исторического произведения об истории своей страны (как, например, "Уленшпигель" Костера) имело значение в историческом контексте. Ольга, почитайте "Улава", это тоже очень сильная вещь, я вчера, несмотря на отсутствие времени, проглотила довольно значительную часть книги (правда, читая с экрана).

Olga: Анна пишет: цитатаЯ считаю, что историческая литература ценна также и тем, что пробуждает интерес к истории (и географии), позволяет узнать новое о мире. Эстетика и духовное наслаждение подразумеваются по умолчанию Но познавательная и просветительская ценность у таких книг очень велика Будем, считать, что я вас не совсем поняла, хотя я внимательно читала ваш пост, видимо просто сразу обо всем трудно сказать. Но все же у меня интереса к истории Норвегии не возникло, я даже не запомнила о каком веке речь идет. Хотя повторю, книга мне ОЧЕНЬ понравилась, и заняла место на полке моих любимых книг. Вот так живешь и живешь и вдруг открываешь для себя потрясающее произведение, которое столько лет пылилось на самой дальней полке. "Улава" обязательно прочитаю, спасибо.

Olga: Анна пишет: цитатаНо познавательная и просветительская ценность у таких книг очень велика Не знаю насколько это подтверждается научно. Надо будет покопаться в литературе по этому вопросу. Думаю, все не так просто. Получается в моем случае "Кристин" не реализовала эти функции. И так ли они велики как вы говорите?

Olga: Я ошибаюсь, или вы ставите познавательно-просветительскую функцию художественной литературы выше эстетики и духовного наслаждения? Просто про первое вы особо упомянули, а про остальное говорите - по умолчанию. Вот и складывается такое впечатление. Остаюсь при своем мнении - если "Кристин" исторический роман, то тогда и "Анна Каренина" тоже. А ориентация на время написания романа - не единственный критерий для классификации.

Анна: Думаю, не столь уж важно, насколько точен был автор (Сигрид Унсет, по крайней мере, много работала над историческим материалом), а в том интересе к истории, который исторический роман вызывает. Для меня, по крайней мере, это так, и чем талантливее произведение, тем больше такой интерес.

Анна: Olga пишет: цитатаЯ ошибаюсь, или вы ставите познавательно-просветительскую функцию художественной литературы выше эстетики и духовного наслаждения? Просто про первое вы особо упомянули, а про остальное говорите - по умолчанию. Вы ошибаетесь Я не ставлю одно выше другого, просто считаю, что эстетика и духовное наслаждение в художественной литературе - вещь настолько очевидная, что не нуждается в лишнем подтверждении, особенно для "Кристин" . Отсюда и акцент на просветительско-познавательную функцию исторической литературы в моих сообщениях, которую я считаю очень важной.

Olga: Анна пишет: цитатаДумаю, не столь уж важно, насколько точен был автор (Сигрид Унсет, по крайней мере, много работала над историческим материалом), а в том интересе к истории, который исторический роман вызывает Я имела виду не историческую точность в романе, а научную концепцию относительно комплекса вопросов, связанных с воздействием художественной литературы на читателя. А сверять события "Кристин" с энциклопедией я и не собираюсь, если вы об этом подумали.

Анна: Теперь поняла Могу только добавить, что как раз эстетическая ценность исторического романа, на мой взгляд, обуславливает для читателя интерес к истории описываемой эпохи. Бездарное в художественном смысле произведение так не воздействует. Так что все взаимосвязано

Olga: Анна пишет: цитатаОтсюда и акцент на просветительско-познавательную функцию исторической литературы в моих сообщениях, которую я считаю очень важной. Тогда получается книга не так хороша, как хотелось бы, если такая важная функция не реализуется, или реализуется избирательно.

Olga: Анна пишет: цитата эстетическая ценность исторического романа, на мой взгляд, обуславливает для читателя интерес к истории описываемой эпохи. Видимо нет, во всяком случае связь не такая прямая. Вот мой случай, считаю роман великолепным в эстетическом плане, но интерес к тому историческому периоду и в той стране - на нуле.

Анна: Olga пишет: цитатаТогда получается книга не так хороша, как хотелось бы, если такая важная функция не реализуется, или реализуется избирательно. Но разные люди просто не могут воспринимать одно и то же произведение одинаково, ИМХО. Наверно, различные функции произведения и должны реализовываться избирательно? И даже одна и та же функция тоже реализовывается для каждого читателя по-своему? Я не сказала бы, что так уж сильно заинтересовалась историей Норвегии, но кое-что узнала (и из книги, и из других источников). И теперь мои, пусть небольшие знания по этому вопросу как бы "цепляются" за Кристин, и поэтому сохраняются в памяти. Примерно так. Ольга, скажите, а как возник Ваш интерес к истории Франции?

Olga: Анна пишет: цитатаНо разные люди просто не могут воспринимать одно и то же произведение одинаково, ИМХО. До извесной степени - не могут, но на определенном уровне анализа общие тенденции восприятия могут быть выделимы. цитатаНаверно, различные функции произведения и должны реализовываться избирательно? И даже одна и та же функция тоже реализовывается для каждого читателя по-своему? То есть может проявляться, а может нет? Не думаю, что до такой степени избирательно.

Olga: Видимо разница в данном случае еще связанна и с тем, что для вас "Кристин" - исторический роман, а я восприняла его иначе, затрудняюсь дать правильное название, да оно и не совсем точным получилось, но как психологический роман что-ли.

Анна: Наверно , вот вам и разница восприятия Но для меня Кристин - не только исторический роман, он также и роман психологический (тут я с вами полностью согласна). Потому что, на мой взгляд, психологию персонажей автор раскрывает очень глубоко, и, насколько можно вообще об этом судить, достоверно. По крайней мере, возникает доверие к описанию ментальности людей той эпохи, видишь и отличие от нашего времени, и сходство с ним. Наверно, это все и произвело на меня сильное впечатление, и вызвало "закрепление" каких-то данных. Но, пожалуй, я опять ударяюсь в историю Герои, безусловно, впечатляют сами по себе, но все же они очень сильно укоренены, что ли, в исторический контекст.



полная версия страницы