Форум » Журнал "Всякая всячина" » Религия и культура » Ответить

Религия и культура

Анна: Мы обсуждали вопросы религии и ее роли уже в нескольких темах. Мне кажется, пора открыть новую тему, посвященную этой проблеме, весьма актуальной в наши дни, и вести ее, стараясь бережно относиться к чувствам собеседников, поскольку в религии и вере перемешаны рациональный разум и иррациональное чувство, в равной степени формирующие человека. Foreigner пишет: [quote]Это интересно что вы называете ислам демократичным. Мне кажется никакая религия не может быть демократичной по определению. Религия это свод законов которым верующие должны следовать не раздумывая. Шаг в сторону- и ты уже отступник и должен понести наказание. Или -- кто не с нами, тот против нас и должен быть обращен любыми средствами. Гумилев говорил что любая молодая религия агрессивна. Христианство было таким в средние века, и имеет свою долю ужасов принуждения.[/quote] Мне кажется, что в религиозных канонах различных конфессий, содержатся и гуманистические, демократические, и авторитарные, тоталитарные принципы. Авторитарность начинает доминировать тогда, когда идея, вера, через религию становится церковью, не Церковью с большой буквы, а организацией, институтом и, самое главное, политической силой. И тогда начинаются толкования канонических текстов, забывчивость одних установлений, и выдвижение других. Помнили ли крестоносцы или инквизиторы о том, что Бог есть любовь? И как они толковали утверждение о невозможности пролития крови? Если нет принуждения в религии, то почему именно религиозные разногласия используют в политической борьбе в современном мире? Вероятно, еще и потому, что религия на редкость перепутана с культурной традицией и экономическими условиями? Нормальное существование мусульман и христиан, католиков и православных, католиков и протестантов имеет многочисленные примеры и в прошлом, и в настоящем. Пока не возникают политические факторы. Тогда все и меняется. ИМХО :) Кто что об этом думает?

Ответов - 130, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Анна: Daria пишет: На Востоке же до лампочки всем эти голые Афродиты с Аполлонами. Тут свои ценности, свои великие эпохи, свои метры и корифеи. Подождите - ведь культура эллинизма была распространена даже больше на востоке, чем на западе. В древности, я имею в виду. А многие греческие боги вообще родом из Азии.

Женя: Да, Дарья, добродетель не всегда заурядность, но таких людей мало, практически нет, я не знаю, ни в истории, ни сама лично, ни по-наслышке. В литературе, конкретно, по-другому и быть не может, ведь конфликт можно построить именно на "прегрешениях", простите, не знала, как ещё сказать. Герой не может быть идеальным, добродетельным, ну только в житие святых, может... Вот и оценка не только истории героев (интересна, не интересна), но и самой жизни их должна быть по цепочке, одно за другим.... если вырывать, что-то из текста, то навряд ли можно по-настоящему оценить идею и героев.

Daria: Женя пишет: В литературе, конкретно, по-другому и быть не может, ведь конфликт можно построить именно на "прегрешениях", простите, не знала, как ещё сказать. Герой не может быть идеальным, добродетельным, ну только в житие святых, может... Вот и оценка не только истории героев (интересна, не интересна), но и самой жизни их должна быть по цепочке, одно за другим.... если вырывать, что-то из текста, то навряд ли можно по-настоящему оценить идею и героев. Здесь ничего не могу возразить. Сама и про мерзавцев с удовольствием читаю, мне лишь бы интересно было. Меня здесь больше волнует авторская позиция. Можно писать о том, как герои только тем и занимаются, что творят аморальные вещи, но с таким подтекстом, чтобы читатель от них сам навсегда отказался. Но даже если авторская позиция мне не нравится... да лишь бы книжка была интересная и не пустая. Я уже большая девочка, чтобы отличать хорошее от плохого.


Женя: Понятно. А как Вам кажется, какова позиция автора в этой эпопее? Ведь речь не может идти только про "плохо или хорошо, добродетельно или аморально", ведь есть же полутона...

Daria: Анна пишет: Подождите - ведь культура эллинизма была распространена даже больше на востоке, чем на западе. В древности, я имею в виду. А многие греческие боги вообще родом из Азии. Это уже несколько другая тема: влияние культур друг на друга и их перетекание. Современная культура Востока от эллинизма далека. Здесь языческих богов давно и напрочь забыли.

Daria: Женя пишет: Понятно. А как Вам кажется, какова позиция автора в этой эпопее? Ведь речь не может идти только про "плохо или хорошо, добродетельно или аморально", ведь есть же полутона... Честно, мне не очень нравится. Я много где четкой авторской позиции просто не вижу. Но с другой стороны, не все пишут с целью морализаторсва. Где-то попадалось высказывание Марка Твена, что, мол, кто смысл станет искать в моей книге, лучше ее вообще не открывайте. Поэтому я считаю, что "Анжелика" - книга не для неокрепших мозгов.

Женя: Тогда стоит пояснить нам (мне например), что и как, там дела вообще с современной культурой, потому что это странным образом связано с нашей темой. У нас в школах преподают дохристианский период Руси, пусть и плоховато, а как там дела обстоят?

Daria: Женя пишет: Тогда стоит пояснить нам (мне например), что и как, там дела вообще с современной культурой, потому что это странным образом связано с нашей темой. Ой, ну это лучше поконкретней что-нибудь спросите, а то тема слишком огромная и оффтопная. Женя пишет: У нас в школах преподают дохристианский период Руси, пусть и плоховато, а как там дела обстоят? Здесь тоже преподают историю дохристианского и доисламского периода, ничего плохого в этом нет. Я же имела в виду, что культура эллинизма на Востоке не задержалась. Это на Западе благодаря ней случился Ренессанс, а благодаря Ренессансу все остальное. А сюда пришел Ислам со своим мировоззрением и культурой, и языческое наследие с ним как-то не очень ужилось. Хотя какие-то отголоски остались.

Женя: Да, Дарья, Вы правы, именно это мне и хотелось услышать - авторская позиция весьма расплывчата и это хорошо! Уже забыла, где и прочитала, кажется у Борева слова Хеменгуея "если моя акула, мой старик и моё море получились настоящими, то трактовать произведение можно по-разному".

Леди Искренность: Daria пишет: "Приличная девушка" - понятие относительное. , прям афоризм...

Леди Искренность: Daria пишет: Вы считаете, что человек добродетельный - это обязательно заурядный? Еще один афоризм... Даша, вы просто кладезь, за вами записывать надо...

allitera: Daria пишет: Мне кажется первое, поскольку и сегодня есть африканские племена, которым согревать себя явно не нужно, а украшаются они другими способами. Так они нагие и бегают. а вот те, колторые общаются с белыми стали носить и одежду. Daria пишет: Вот что в Луи всегда уважала - так это отсутсвие лицемерия. Честный распутник всегда лучше. Ну вопрос чести никогда не был для него пустым звуком - это прослеживается во всех его поступках. Женя пишет: Ух, как Вас от темы "Анжелика и секс" на дикие племена перенесло И не говорите.

allitera: Daria пишет: А у нас здесь вообще как-то никому и в голову не приходит приобщать детей к такому искусству Во первых что значит к такому - его никгода не отделяли в отдельную группу. А во-вторых насколько я знаю. в мусульманстве зхапрешено изображение человека. Xvost Поддерживаю ваши посты - чтобы не повторяться.

Daria: Леди Искренность пишет: Даша, вы просто кладезь, за вами записывать надо... allitera пишет: Так они нагие и бегают. а вот те, колторые общаются с белыми стали носить и одежду. Ну так я о том же, что ношение одежды - признак того, что в первобытном обществе начинает появляться хоть какой-то порядок. allitera пишет: Во первых что значит к такому - его никгода не отделяли в отдельную группу. Опять же - в привычном нашей культуре понимании. allitera пишет: А во-вторых насколько я знаю. в мусульманстве зхапрешено изображение человека. Здесь есть разные мнения. Я придерживаюсь срединного - смотря как и с какой целью.

allitera: Daria пишет: Ну так я о том же, что ношение одежды - признак того, что в первобытном обществе начинает появляться хоть какой-то порядок. А я про другое. что чужая цивилизация привносит свое. Daria пишет: Опять же - в привычном нашей культуре понимании. Но что ты называешь нашей культурой? Европа и Россия - есть все-таки разные культуры.



полная версия страницы