Форум » Журнал "Всякая всячина" » Религия и культура » Ответить

Религия и культура

Анна: Мы обсуждали вопросы религии и ее роли уже в нескольких темах. Мне кажется, пора открыть новую тему, посвященную этой проблеме, весьма актуальной в наши дни, и вести ее, стараясь бережно относиться к чувствам собеседников, поскольку в религии и вере перемешаны рациональный разум и иррациональное чувство, в равной степени формирующие человека. Foreigner пишет: [quote]Это интересно что вы называете ислам демократичным. Мне кажется никакая религия не может быть демократичной по определению. Религия это свод законов которым верующие должны следовать не раздумывая. Шаг в сторону- и ты уже отступник и должен понести наказание. Или -- кто не с нами, тот против нас и должен быть обращен любыми средствами. Гумилев говорил что любая молодая религия агрессивна. Христианство было таким в средние века, и имеет свою долю ужасов принуждения.[/quote] Мне кажется, что в религиозных канонах различных конфессий, содержатся и гуманистические, демократические, и авторитарные, тоталитарные принципы. Авторитарность начинает доминировать тогда, когда идея, вера, через религию становится церковью, не Церковью с большой буквы, а организацией, институтом и, самое главное, политической силой. И тогда начинаются толкования канонических текстов, забывчивость одних установлений, и выдвижение других. Помнили ли крестоносцы или инквизиторы о том, что Бог есть любовь? И как они толковали утверждение о невозможности пролития крови? Если нет принуждения в религии, то почему именно религиозные разногласия используют в политической борьбе в современном мире? Вероятно, еще и потому, что религия на редкость перепутана с культурной традицией и экономическими условиями? Нормальное существование мусульман и христиан, католиков и православных, католиков и протестантов имеет многочисленные примеры и в прошлом, и в настоящем. Пока не возникают политические факторы. Тогда все и меняется. ИМХО :) Кто что об этом думает?

Ответов - 130, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Daria: Ну, во-первых, человек, который имел право выносить фетву (муфтий), должен был соответствовать целому ряду требований, быть ученым с большой буквы, досконально знать Шариат, знать наизусть Коран и т.п. Если он не соответствовал хотя бы одному из требований, то он у него не было подобного права. Обычно деятельность ученых была гласной, т.е. все знали кто они такие, как и где получили необходимое образование. И если где-то появлялся человек, выдающий себя за муфтия, то его как правило бысто разоблачали. В принятии иджмы как правило учавствовали самые авторитетные богословы общины.

Owl: Поясните, пож-та, кто такой ЭФЕНДИ?

Ната: Если не ошибаюсь, по арабски - врач.


Daria: Нет. Эфенди по-турецки - господин или, в сочетании со словом "ханым", госпожа. Это слово - не арабское. Но используется и по сей день в египетском диалекте. Так сказать память о владычестве Османской Империи.

Анна: allitera пишет: испытывают к Богу. Его ведь тоже бояться - то есть его власти и кары его. Благоговеют. Owl пишет: Ого! я первый раз слышу такую трактовку ! Значит, боятся - потому и верят? ИМХО, благоговение - сродни уважению, восхищению, преклонению. Owl, согласна. Вот и Ожегов пишет: Благоговение - Глубочайшее почтение. (C) Бывает, конечно, благоговейный страх. Но это выражение говорит о том, что благоговение и страх - разные понятия. allitera пишет: Боятся, потому и подчиняются! А верят по другим причинам То есть следствием страха является все же подчинение, а не благоговение?

allitera: Анна пишет: То есть следствием страха является все же подчинение, а не благоговение Согласна. Но я имела ввиду, что она испытывала и другие чувства, а страх - это не всегда и то, лишь когда напартачит. Возможно и просто кокетничала.

Owl: Анна пишет: То есть следствием страха является все же подчинение, а не благоговение? Логично. Иначе получается "стокгольмский синдром"))) Интересна этимология слова "благоговение"? Разговется - перестать соблюдать пост.

Owl: А все-таки что первое : подчинение или благоговение?

Анна: Owl пишет: А все-таки что первое : подчинение или благоговение? Может быть, одновременно?

Olga: Анна пишет: Благоговение - Глубочайшее почтение вполне подходит к Анж и королю в третьем томе.

Owl: Анна пишет: Может быть, одновременно? благоговение однозначно ведет к подчинению - добровольно, а вот просто подчинение может привести к бунту. Но ведь религия родилась именно из страха перед непонятным

Анна: Owl пишет: Но ведь религия родилась именно из страха перед непонятным Мне кажется, не только из страха, а еще из необходимости как-то объяснить, олицетворить и освоить окружающий мир. Но, значит - религия - это и преодоление страха?

allitera: Owl пишет: благоговение однозначно ведет к подчинению - добровольно, а вот просто подчинение может привести к бунту. Это аксиома для наихристианейшего короля. Т.е. пока он соотвествует нормам, так сказать, подчинение ему - божья воля, но, если он выйдет зарамки, то возмутиться может даже наивернейший подданный.

Owl: allitera пишет: но, если он выйдет зарамки, то возмутиться может даже наивернейший подданный. Да ладно, например, Курбский вот только из-за кордона мог позволить себе возмущатья Анна пишет: Но, значит - религия - это и преодоление страха? скорее придание ему легитимности ))) раз не можем победить - разумно подчинится

allitera: Owl пишет: Да ладно, например, Курбский вот только из-за кордона мог позволить себе возмущатья Я знаю многое, но далеко не все. Не знаю, кто такой Курбский - уж просветите меня невежу. Но свою реплику отношу только ко Франции, это фр. королей называли наихристианнейших, первыми сынами Бога.



полная версия страницы