Форум » Журнал "Всякая всячина" » Наука и техника в XVII веке » Ответить

Наука и техника в XVII веке

Анна: XVII век положил начало современной науке. Именно благодаря открытием той эпохи, новой научной методологии, трудам Декарта, Ньютона, Гука, Лейбница наша цивилизация стала такой, какой мы видим ее сейчас. Еще на заре семнадцатого столетия великий английский ученый и методолог науки Фрэнсис Бэкон, провозгласивший правильный эксперимент и индуктивный метод истоком достоверного знания, писал о своем времени: «Ведь именно в нашу эпоху земной шар каким-то удивительным образом сделался открытым и доступным для изучения. И эти счастливые успехи в морском деле, в изучении и познании земного шара вселяют в нас большую надежду на дальнейшие успехи и развитие знаний, тем более что и то и другое, как видно по божественному предначертанию, происходит в одну и ту же эпоху. Ведь именно так предсказывает пророк Даниил, говоря о новейших временах: «Очень многие будут путешествовать, и увеличится знание», как бы относя тем самым к одному и тому же веку путешествия, исследования Вселенной и всестороннее развитие знаний. Мы знаем, что в значительной степени это пророчество уже исполнилось, ибо наше время по развитию знания вовсе не уступает, а в ряде случаев и значительно превосходит те два знаменитых начальных периода или переворота в развитии наук, o которые выпали на долю греков и римлян» (Новый Органон). А ведь эти слова с полным правом можно отнести и к нашему времени Но поговорим о тех открытиях и изобретениях, который подарил нам век семнадцатый

Ответов - 33, стр: 1 2 3 All

Анна: Нам сейчас может показаться странным, что о необходимости эксперимента, условии воспроизводимости результатов как критерии их истинности нужно было писать специально, оговаривать отдельно. Основа теории доказательства была положена еще Аристотелем, но тысячелетия господства схоластики оставили эту теорию только а умозрительной сфере. Разумеется, практическая деятельность человека развивалась, но методология оставляла желать лучшего. Разумеется, алхимики, обставляя свою работу необычным антуражем, применяя за неимением другой, непривычную для нас терминологию, достигли замечательных успехов - нет, не в получении философского камня, имеющего не только материальный, но и духовный смысл, но и в чисто практических методах, например, они научились очищать вещество путем перегонки. Этим была заложена основа для науки химии, одним из ярких представителей которых можно назвать Роберта Бойля. Достижения прошедшего века - система Коперника, работы Галилея и Кеплера дали начало теории Ньютона. А Рене Декарт, на основе созданной им методологии, положил начало аналитической геометрии. Жизнь этого человека интересна и сама по себе, как сюжет для романа.

Шантеклера: Анжелика, на мой взгляд, проводник не только истории франции, но и истории науки. Из неё я впервые узнала о философском камне и размахах инквизиции. Эта идея (о камне) очень интересна. Имеено, она тормозила развитие науки.

Анна: Абосолютно согласна. Безусловно, такая книга, как «Анжелика», играет просветительскую роль - в этом ее особая ценность, ИМХО. (В детстве для меня такую роль играли книги Жюля Верна - благодаря им я теперь разбираюсь в географии, и на всю жизнь запомнила, что у насекомых - шесть ног, а у пауков - восемь :) (Хотя впоследствии и получила биологическое образование, но эти данные - из Жюля Верна) ИМХО, естественнонаучные и исторические сведения, изложенные в художественной литературе, ложатся в память гораздо сильнее, чем сведения в литературе специальной. Конечно, эти данные могут быть (и бывают) ошибочными, но они еще и подвигают людей копаться в учебной и научной литературе для их подтверждения и опровержения. Тут, конечно, можно сделать еще одну оговорку - если учебник написан увлекательно, то он запомнится не хуже, но совмещение увлекательности и научной строгости - весьма трудное дело). К счастью, поиски философского камня (lapis philosophorum) в основном приходились на более раннюю эпоху. В семнадцатом веке на первый план вышел рационализм, то есть концепция, утверждающая, что мир можно постичь разумом, и эмпиризм, ставящий на первое место точный эксперимент. (До принципов неопределенности и теории хаоса было еще далеко). И тут столкнулись разные отношения к теории. Интересно, что церковь использовала учение Коперника как инструмент, скажем, для создания нового календаря, которым мы сейчас пользуемся, но не признавала эту теорию как картину мира. (Здесь причины гонений на Галилея) Очень тонкий момент, впоследствии из такого подхода выросли современные концепции инструментализма и конструктивизма. Шантеклера пишет: цитатаЭта идея (о камне) очень интересна. Имеено, она тормозила развитие науки. А вот тут я не совсем согласна Идея действительно очень интересна, Юнг во многом черпал из нее материал для построения своей теории, но развитие науки тормозил целый комплекс причин, скажем, схоластика в целом, стремление только комментировать старые тексты, умозрительность, догматизм, чрезмерное увлечение Аристотелем, (силлогистика которого была великолепна, но физика, увы, нуждалась в критическом осмыслении,) а также пренебрежение индуктивным методом и системным подходом к постановке эксперимента, а, значит, и недооценка оного. Так что идея камня была и следствием состояния науки, и одновременно влияла на нее. Польза от нее тоже была - химические методики, и основа для мифологических и психоаналитических исследований. Но именно в начале XVII века потребовался новый подход. Фрэнсис Бэкон писал об этом: «Ибо лучше положить начало тому, что может привести к выходу, чем вечными усилиями и стараниями связывать себя с тем, что никакого выхода не имеет. ‹...› чтобы наконец после стольких веков существования мира философия и науки более не были висящими в воздухе, а опирались на прочные основания разнородного и притом хорошо взвешенного опыта». Как раз на опыт, на правильное осмысление эксперимента и опирался Жоффрей, который четко различал химию, которой он занимался, и алхимию, которой занимался монах Беше. Много общего можно найти в работах Жоффрея и работах Роберта Бойля, его современника в реале :)


Шантеклера: Анна пишет: цитатаИдея действительно очень интересна, Юнг во многом черпал из нее материал для построения своей теории, но историю науки тормозил целый комплекс причин, скажем, схоластика в целом, стремление только комментировать старые тексты, умозрительность, догматизм, чрезмерное увлечение Аристотелем, (силлогистика которого была великолепна, но физика, увы, нуждалась в критическом осмыслении,) а также пренебрежение индуктивным методом и системным подходом к постановке эксперимента, а, значит, и недооценка оного Анна, я и здесь с вами согласна. Просто я довольно далёкий человек в отношении точных наук, мне ближе гуманитарные. И Анжелика для меня - перво -наперво историко-приключенческий. Анна пишет: цитатаестественнонаучные и исторические сведения, изложенные в художественной литературе, ложатся в память гораздо сильнее, чем сведения в литературе специальной. Поэтому благодаря Анжелики я смогла понять на какой стадии своего развития была философия, география, химия, физика, астрономия. На мой взгляд, в то время развитие науки тормозила церковь. Она не давала развиться и получить широкое рапространение тем научным работам, которые противоречили церковному учению или чем-то ущемляли их власть.

Анна: Шантеклера пишет: цитатаПросто я довольно далёкий человек в отношении точных наук, мне ближе гуманитарные. И Анжелика для меня - перво -наперво историко-приключенческий Да, это историко-приключенческий роман, который описывает историю очень широко - и повседневную жизнь разных слоев общества, в разных странах, и политику, и войны, и науку :) Шантеклера пишет: цитатаНа мой взгляд, в то время развитие науки тормозила церковь. Она не давала развиться и получить широкое рапространение тем научным работам, которые противоречили церковному учению или чем-то ущемляли их власть. И церковь, и господствующие научные теории, и сложившееся мнение. Вот слова Бэкона: «Я решил с самого начала защитить науки от тех порицаний и пренебрежения, с которыми против них выступает невежество, проявляющееся в разных видах: то в зависти теологов, то в высокомерии политиков, то, наконец, в заблуждениях и ошибках самих ученых». А церковь в средние века была носителем культуры, и большинство ученых были с нею связаны. Да и позднее иезуиты играли огромную роль в просвещении и образовании, среди них множество выдающихся ученых, в том числе и естественников. Так что они тоже внесли свой вклад в науку нового времени, и немалый. Что же касается препон к развитию науки, то уже в XX веке Томас Кун предложил концепцию научных революций, согласно которой периоды нормального развития науки, когда действует определенная парадигма (модель, система знаний), сменяются кризисом в науке, а затем происходит научная революция (то есть смена парадигмы). На той или иной стадии одни силы стремятся сохранить действующую парадигму, другие - стремяться построить парадигму новую. А поскольку сторонники старой парадигмы, будь это церковь или ученые, обладают властью в данной сфере, они и являются преградой (Отсюда и кризис, а не «мягкая» смена). Семнадцатый век и был такой эпохой смены парадигм. Парадигма, которую поддерживала церковь, должна была смениться новой, что и вызывало сопротивление у многих сторонников старой. (Но к уже выше говорилось, не вся церковь цеплялась за старую парадигму). Началось это, правда, чуть-чуть раньше. Меня все же занимает вопрос истории с Галилеем, когда один из его оппонентов, кардинал Беллармино, писал, что ничего опасного в этой теории нет, пока она всего лишь математика, но не должна претендовать на истинное отражение мира. Наука как инструмент не вызывала протеста, но вот наука как истинное знание пришла в противоречие с многовековыми догматами. Хотя стремление к познанию вовсе не противоречит вере, например, тот же Бэкон находил оправдание познания в Священном Писании, прямо в самом начале, когда Адам давал имена животным, а ведь дать имя - значило проникнуть в суть вещей. Но и власть предержащие поддерживали науку. Именно в интересующую нас эпоху были основана Французская академия наук и Лондонское королевское общество.

Анна: Уже в XVII веке были сделаны многие открытия и изобретения, которые нашли широкое примененение в следующем столетии. Например, паровая машина и секстант. Правда, в интересующую нас эпоху эти устройства еще не походили на своих более совершенных «потомков». Но начало было положено (Надо сказать, что паровую машину уже изобрели во времена античности, но она была давно и прочно забыта, а прибор, который называли секстантом, использовался в обсерватории Улугбека, но это было явно что-то иное )

Анна: Вот интересные данные о паровых двигателях в XVI-XVIII веках http://home.polarcom.ru/vvtsv/s_doc6.htm «История создания судов, движимых силой пара, насчитывает несколько столетий. Привелегии (авторство) на паровые механизмы движения транспортных судов и лодок в Европе получили: Рамсей (Ramsay, 1578), Грант (Grant, 1630), Лин (Lin, 1632), Форд (Ford, 1637), лорд Сомерсет (Marquis Worcester, 1640), Чешем (Chatham, 1661), Тугод (Twogood, 1667), Аллен (Allen, 1682), Халлс (Hulls, 1730), но ни одна из этих моделей не описывает способа преобразования прямолинейного движения поршня теплового двигателя во вращательное. Как правило, все схемы движения воспроизводили галерную схему весельного привода». Что касается Сомерсета, то в одной из его работ «Сто примеров изобретений» (1661) приводится схема парового насоса для откачки воды из шахт - здесь сила пара используется в горном деле. Эта машина была построена в 1667 году (иногда данные разнятся). Еще один паровой водоподьемник был запатентован Т. Севери в 1698 году. Наиболее известный паровой насос для откачки воды - т.н паровая машина Ньюкомена была построена в 1705 году. Правда, все эти машины работали именно как насосы, но насосы паровые :)

Анна: Ссылка на сайт, посвященный Галилею и науке Нового времени http://galileo.rice.edu/search.html Некоторые старинные приборы (в том числе астролябия, секстант, весы Роберваля и пр.) http://visite.artsetmetiers.free.fr/instruments.html

Анна: Еще о секстанте. Вот здесь http://galileo.rice.edu/Catalog/NewFiles/roberval.html приводится биография французского математика и механика Жиля Персонне Роберваля (1602-1675), где указано, что он разрабатывал, в числе прочего, оптические устройства для квадранта и секстанта. Секстантом пользовался и Гевелий, давший в 1679 году это название созвездию. Есть упоминание и о секстанте, принадлежавшем Тихо Браге. Тем не менее во всей энциклопедиях указано, что впервые секстант разработан Ньютоном в самом конце XVII века, а "официальное" его изобретение относят к 1731 году Хедли и Годфри (независимо друг от друга и от Ньютона). Каким же прибором пользовались Тихо Браге и Гевелий, и с чем же работал Роберваль?

Анна: Статья о роли женщин в науке (И.Ф. Богданова ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА). click here Выдержки, касающиеся Нового Времени Анна Конвей, родившаяся в 1631 г., получила традиционное домашнее воспитание. С раннего детства она проявляла серьезный интерес к естественным наукам и математике. Ее занятиями руководил брат Джордж. Он познакомил сестру и с идеями Декарта. В 19 лет Анна выходит замуж. Молодая графиня проводит свободное время, самостоятельно изучая математику и астрономию. Книга А. Конвей "The principles of the most encient and modern philosophy", изданная впервые по ее рукописям в Голландии в 1690 г. Франсуа ван Гельтмонтом (легендарным алхимиком и философом) уже после ее смерти, последовавшей в 1679 г., стала основой новой философии природы Лейбница, оказавшей сильное влияние на развитие натурфилософии XVIII в. Между тем сегодня, несмотря на возобновление интереса к "виталистической" философии, имя Анны Конвей практически неизвестно. Ее идеи чаще всего приписывают Ф. ван Гельмонту, бывшему лишь ее редактором и издателем.

Анна: Из той же статьи: Леди Мэри Монтэгю (1689-1762) свои научные познания приобрела самостоятельно, благодаря прекрасной библиотеке своего отца, герцога Кингстонского. Проживая с мужем, назначенным британским послом в Турции, в Константинополе, она узнает о возможности профилактической вакцинации против оспы. Такая вакцинация широко применялась в Китае, Индии, на Среднем Востоке, но была неизвестна в Европе. В XVIII веке только на Британских островах от оспы ежегодно погибало до 45 тыс. человек. Заслуга леди Мэри Монтэгю состоит в том, что она ввела практику прививок против оспы в Британии, которая затем распространилась и в других странах Западной Европы.

Анна: Та же статья: Интересна также деятельность врача и просветительницы этого же исторического периода Саломеи Регины Русецкой, родившейся в 1718 г. в семье мещанина Ефима Русецкого недалеко от Новогрудка (в Беларуси). 13-летнюю девушку в 1731 г выдали замуж за лекаря — немца Якуба Хальпира, и молодожены сразу направились в Стамбул, где Хальпир занялся врачебной деятельностью. Саломея заинтересовалась занятиями мужа и вскоре начала ему помогать. Она отличалась наблюдательностью, умом и способностями, поэтому довольно быстро овладела методами лечения и начала практиковать самостоятельно. Через некоторое время она приобрела столько знаний и опыта, что получила официальное разрешение на врачебную деятельность. Саломея практиковала во многих странах. Врач во многом опиралась на учение о гигиене и физическом воспитании. Все это в совокупности с достижениями фармакологии и хирургии того времени создавало безукоризненную систему, в соответствии с которой работала Саломея Русецкая — "доктор медицины и окулистики", как она сама себя называла (С)

Анна: О Французской Академии click here Французская Академия родилась из небольшого кружка литераторов, которые, начиная с 1629, собирались в доме писателя-любителя Валантена Конрара (1603–1675) и вели беседы на различные темы, главным образом об искусстве. В 1634 кардинал Ришелье решил создать на основе этого сугубо частного кружка официальный орган, ведающий вопросами языка и литературы. С 13 марта 1634, хотя Академия еще не была формально образована, его члены (чуть более тридцати человек) избрали своего директора (Ж.де Серизэ), канцлера (Ж.Демаре де Сен-Сорлен), пожизненного секретаря (В.Конрар) и начали протоколировать ход заседаний. 2 января 1635 Людовик XIII пожаловал патент на создание Академии. В том же году был разработан и одобрен Ришелье устав Академии, который определил ее состав и порядок выборов. Членства в Академии удостаивались лица, вносящие вклад в прославление Франции. Количество академиков должно было быть постоянным; только в случае кончины одного из них на его место избирался новый член. Устав предусматривал исключение за предосудительные поступки, несовместимые с высоким званием академика. При избрании кандидату полагалось произносить речь, в которой предписывалось «чтить добродетель основателя», и хвала кардиналу долгое время оставалась непременной риторической частью их вступительного слова. Во главе Академии стояли директор, председательствующий на собраниях, и канцлер, ведающий архивами и печатью; и тот, и другой избирались по жребию на двухмесячный срок. Секретарь Академии, в обязанности которого входили подготовительная работа и ведение протоколов, назначался по жребию пожизненно и получал фиксированное жалованье. 24 статья Устава 1635 формулировала главную задачу Академии – регулирование французского языка, общего и понятного для всех, который в равной мере использовался бы в литературной практике и в разговорной речи; с этой целью предполагалось создание Словаря, а также Риторики, Поэтики и Грамматики. Такая задача отвечала глубинной потребности французского общества: нация осознавала себя как единое целое в рамках единого государства, и язык должен был стать цементирующим основанием этого единства. Заслуга Ришелье в том, что он понял и реализовал эту потребность. Первый период истории Французской Академии (до 1793). 10 июля 1637 Парижский парламент зарегистрировал королевский патент, и в тот же день состоялось первое официальное собрание Академии. К этому времени установился ее постоянный состав – «сорок бессмертных» (quarante immortels). Первую речь по случаю принятия в Академию произнес 3 сентября 1640 известный юрист Оливье Патрю (1604–1681), где в высоком стиле воздал должное не только Ришелье, но и своему предшественнику. Речь О.Патрю явилась образцом, которому с той поры следовали, за редким исключением, все поколения академиков. С 1671 заседания по приему новых членов стали публичными. С самого начала своего существования Академия находилась под опекой государства. Ее первым официальным «главой и покровителем» был в 1635–1642 кардинал Ришелье; после его смерти протекторат перешел к канцлеру Пьеру Сегье (1642–1672). В марте 1672 Людовик XIV (1643–1715) сделал покровительство над Академией привилегией короля; после него это право осуществляли Людовик XV (1715–1774) и Людовик XVI (1774–1793). До 1672 Академия не располагала собственным помещением. Заседания проводились в доме того или другого академика; с 1643 их постоянной резиденцией стал дом канцлера П.Сегье. В 1672 Людовик XIV отдал им один из залов Лувра, одновременно пожаловав 660 томов, составивших первый библиотечный фонд Академии. Первым публичным актом «бессмертных» стала статья Мнение Французской Академии о Сиде (1637), трагикомедии П.Корнеля, имевшей огромный успех. Хотя отрицательная оценка Сиду, данная с подачи Ришелье, оказалась более, чем пристрастной, значение этого акта огромно – было положено начало литературно-критической традиции во Франции. Отныне многие писатели, и не только французские, обращались к Академии и за оценкой своих сочинений, и как к арбитру в литературных спорах. Главным делом Академии стала подготовка Словаря. В 1637 руководство по его составлению возложили на Клода Фавра де Вожла (1585–1650); после его смерти оно перешло к Франсуа-Эд де Мезре (1610–1683); в работе над Словарем принимали участие Пьер Корнель (1606–1684), Жан де Лафонтен (1621–1693), Никола Буало-Депрео (1636–1711), Жан Расин (1639–1699). Сданный в набор в 1678, первый Словарь Французской Академии вышел в свет в 1694. Он включал 18 тыс. лексических единиц и отвечал главному принципу: компромиссу между прежней, этимологической, орфографией и орфографией, основанной на современном произношении. За первым изданием последовало второе (1718), третье (1740), четвертое (1762). Что касается Грамматики, Риторики и Поэтики, то эти проекты не были осуществлены.

Анна: Продолжение: Кроме составления Словаря, Академия взяла на себя функцию меценатства. В 1671 она учредила премию за красноречие и лучшее поэтическое произведение. В 1782 известный филантроп барон Ж.-Б.-А. де Монтийон установил премию за благородный поступок. Членами Французской Академии в 17–18 вв. были не только крупнейшие писатели Франции, но и представители других профессий. В нее входили ученые и философы: естествоиспытатель Ж.-Л.де Бюффон (1707–1788), математик и философ Ж.-Л.д'Аламбер (1717–1783), философ-сенсуалист Э.де Кондильяк (1727–1794), математик и философ Ж.-А.-Н.Кондорсе (1743–1794), астроном Ж.-С.Байи (1736–1793) и др., а также государственные, военные и церковные деятели. В 1663 Ж.-Б.Кольбер создал при Французской Академии так называемую Малую Академию из четырех членов «большой» академии, назначенных министром. Им было поручено составление надписей и девизов для памятников, возведенных Людовику XIV, и медалей, чеканившихся в его честь. Исчерпав эту область, академики занялись другой: разработкой легендарных сюжетов для королевских гобеленов. Возглавивший Малую Академию после смерти Кольбера М.Лувуа (1641–1691) расширил поле ее деятельности, пригласив в нее в 1683 Андре Фелибьена (1619–1695), хранителя музея древностей, и в 1685 Пьера Ренсана (1640–1689), хранителя Королевских медалей. В 1701, получив от Людовика XIV статус Академии надписей, Малая Академия превратилась в самостоятельное учреждение. В круг их забот входило изучение истории Франции, подготовка медалей в память о ее важнейших событиях, описание предметов прошлого из Кабинета короля; кроме того, велся поиск с обязательным комментированием всех древностей, находящихся на территории Франции. В 1716 по специальному эдикту этот орган получил имя «Академии надписей и литературы». С этого времени стали издаваться Мемуары Академии (1717), печатавшие исторические, археологические, лингвистическими и др. исследования.

Анна: Французская Академия, основанная Ришелье в 1635, таким образом, имела гуманитарную направленность. Иногда ее называют Французской академией наук. Однако Парижская академия [естественных] наук была основана уже Кольбером в 1666 году, по образцу Лондонского королевского общества. До 1793 года она называлась Королевской академией наук. Впоследствии эти и другие академии были объединены в институт Франции. Один из основателей Академии наук - Эдм Мариотт (Mariotte) (1620–12.V.1684) (Статья из БСЭ) цитата Французский физик, член Парижской АН со дня ее основания (1666). Был настоятелем монастыря в окрестностях Дижона. Впервые описал слепое пятно в глазу (1668), в 1676 – опыты о зависимости упругости воздуха от давления, вторично дал формулировку закона, открытого и опубликованного Р. Бойлем в 1662 (закон Бойля–Мариотта). Впервые использовал этот закон для определения высоты места по показаниям барометра. Описал многочисленные опыты о течении жидкостей по трубам и действие фонтанов (1686). Изучал также явление удара тел. Материал о Мариотте на английском: click here Фонтанами (в частности, в Версальском парке), на практике занимались Франсине (Франсини), целая инженерная династия, основатель которой приехал из Италии в начале XVII века. (Данные о них есть на форуме).

Анна: Ника, Вы спрашивали о развитии медицины во Франции XVII века. В средние века хирурги принадлежали к цеху цирюльников, врачами считались терапевты (в нашем понимании). И великий хирург Амбруаз Паре, который жил в XVI веке и лечил королей династии Валуа, считался цирюльником. Он был военным хирургом, открыл средство останавливать кровотечения во время операций (в полевых условиях) и тем преобразовал хирургию и приблизил ее к медицине. Он же придумал мазевую повязку и отказался от прижигания ран. click here В XVII веке Гарвей открыл систему кровообращения, а Мальпиги описал строение легких и был последователем Гарвея. (Это противоречило принятой с античности системе Галена). Еще Парацельс в XVI веке положил начало ятрохимии – то есть он видел причину болезней в нарушении химических процессов в организме, и, следовательно, использовал химические вещества для лечения. Высокая смертность от инфекционных болезней была распространена и среди богатых, и среди бедных. Низкая продолжительность жизни объяснялась именно этой высокой смертностью – особенно среди детей. Старели люди тогда так же, как сейчас. Людовик жил 77 лет, Ментенон – 79, Фонтенель – 100, Ньютон – 84 года. В европейских больницах тех лет не применялась асептика, об анестезии еще не слышали, все это придет только в XIX веке. Канализация не была распространена. Обезболивание осуществляли с помощью алкоголя, спонтанно, так что операция в течение многих веков сопровождалась сильнейшей болью. Очень распространенным способом лечения было кровопускание. Очень частой была смерть от заражения, чему способствовала антисанитария в больницах, поэтому обеспеченные люди, естественно, лечились дома . Например, когда отец Паскаля сломал ногу, у него поселились два врача, на все время болезни. Однако успехов тоже было много. Известно, что Людовику XIV сделали успешную операцию по поводу свища. Вот Генриетту Английскую спасти не смогли (есть версия, что она погибла не от отравления, а от прободения язвы желудка). Главным врачом Людовика XIV был Антуан Валло, профессор химии (1594-1671) Другие врачи Antoine d' Aquin, (1620?-1698) и Guy-Crescent Fagon (1638-1718). Они авторы книги "Journal de la sante; du roi Louis XIV de l'annee 1647 à l'annee 1711. Правда, об этих врачах и методах их лечения не все хорошо отзываются. А как обстояло дело в Китае того времени?

Ника: Если в кратце, то я думаю на территории, если следовать из того чего я читала, то на территории которую сейчас занимает Китай, дело с медециной обстояло получше, если не вдаваться в терминалогию, то например пневмонии (в Европе не было антибиотиков, в то время), так вот от этого была большая смертность. На терр-ии нынешнего Китая это излечивалось, двумя методами рефлексотерапия и сильные сборы трав (китайских), к которым прибавлялось разные минералы, и некоторые части внутренностей животных, например в Германии и США проводили исследования, и выяснили что некоторые такие лекарства были равны по силе антибиотикам, которые изобрели уже в нашем веке. Так же некоторые инфекционные заболевания лечиличь этими препаратами лучше. Хотя вот с операциями там было не лучше чем в Еввропе. Кстати мне очень интересно, а когда было сделано первое кесорево сечение? Да, я еще читала, что были предположения, что Генриетта, умерла от разрыва апендикса, и следовательно потом пошло заражение крови. Интересно, в каком веки стали делать операции, по удалению апендикса?

Анна: Вот данные из Медицинской Энциклопедии: Происхождение названия «Кесарево сечение» связано с именем Юлия Цезаря, который, по легенде, появился на свет именно таким образом (в 100 году до нашей эры). Однако кесарево сечение было с глубокой древности - еще в Древнем Египте. Упоминается операция и в греческой мифологии (рождение Вакха, Эскулапа, Диониса.) Кесарево сечение в случаях внезапной смерти беременной производилось индусами, как об этом свидетельствуют Веды (написанные за 9 веков до нашей эры). Оно производилось только на мертвых ради спасения живого плода, лишь впоследствии эту операцию стали производить и на живых, когда не было иного способа для родоразрешения. Согласно Гийемо (Guillemeau) французские хирурги применяли кесарево сечение на живой женщине уже в XVII веке. Первую успешную операцию (когда мать осталась жива) выполнил Траутман в 1610 году. В России кесарево сечение с благоприятным исходом произвел Эразмус в 1756. До применения асептики смертность матери была чрезвычайно высока (до 80%). (С) Аппендицит. Следы операции, напоминающей аппендиэктомию, найдены у одной египетской мумии. Однако аппендикс был открыт только в XVI веке. (Беренгарио ди Карни из Болоньи). В 1824 Луйе-Виллермэй впервые связал аппендикс с известным заболеванием. Далее последовали многочисленные работы и споры. Первая успешная операция относится к 1887 году.

Анна: По поводу антибиотиков - когда они появились в конце 30-х- начале 40-х годов XX века, то были настоящим чудом - люди вылечивались очень быстро (Моя мама рассказывала, как уже в начале 50-х вылечилась от ангины за несколько часов). Но теперь размножились устойчивые к антибиотикам штаммы бактерий и пошла настоящая гонка - так что действительно нужно что-то новое. Возвращаясь к XVII веку - версия о язве желудка возникла потому, что при вскрытии нашли в нем отверстие, (которое потом приписывали патологонатомам). Версия об аппендиците, перешедшем в перитонит, кажется более достоверной. Но в любом случае тогда спасти бедную Генриетту было невозможно

Анна: История Сорбонны Статья об истоках науки Нового времени Происхождение физики из духа живописи :)

Тень Судьбы: Мне очень нужны отрывки из фильма, где присутствует химия или алхимия! Не поможите?? :)

Daria: Тень Судьбы, мне папа говорил, что то, чем занимался Жоффрей с точки зрения химии ерунда. Самой судить сложно, я в химии полный ноль. Может среди нас химики найдутся и объяснят подробней?

Анна: То есть купелирование не позволяет выделить из руды, содержащей свинец и золото, это самое золото в промышленном масштабе?

Daria: Анна, я не спец, но даже если подумать логически, если бы все было так просто, уже бы столько Пейраков развелось. Даже если что-то подобное и возможно, то там не так много золота можно получить и это будет слишком затратно, т.е. не окупит себя. В морской воде тоже какой-то мизер золота содержиться, но извлекать ее оттуда нерентабельно.

Анна: Я слышала, что купелирование в основном применяется в ювелирном деле. Но мне кажется, дело здесь не только в методе. Нужна ведь соответствующая руда. На юге Франции когда-то были серебряные рудники, в Мэне добывали серебро в XIX и даже в XX веке. Про золото не знаю. То, что показывали в фильме, чересчур сказочно, а в книге все более Daria пишет: если бы все было так просто, уже бы столько Пейраков развелось Так ведь не каждый может наладить добычу руды и выплавку металла даже там, где этой руды много и она богатая

Daria: Так ведь не каждый может наладить добычу руды и выплавку металла даже там, где этой руды много и она богатая Анна, но что-то я не слышала о таких случаях в реальной жизни. Так что Пейрак, наверное, пока единственный, кому это удалось. Насчет серебра может это и возможно. Есть ведь серебрянная руда. Но золотой явно не существует.

Анна: Daria пишет: Анна, но что-то я не слышала о таких случаях в реальной жизни. Так что Пейрак, наверное, пока единственный, кому это удалось Я, наверно, неточно выразилась Это многим удавалось - наладить добычу и обработку в богатых районах. Но не всем, только предприимчивым, активным, везучим...

Owl: Анна пишет: Так ведь не каждый может наладить добычу руды и выплавку металла даже там, где этой руды много и она богатая точно-точно. Потому как земля-то в частной собственности, а образование доступно очень немногим. А уж одаренных в какой-либо области людей - которые еще внедряют новые технологии...

allitera: Дамы по-моему вы забыли, что источником дохода Пейрака была контрабанда, а купелирование - это отвод глаз, чтобы не спрашивали - откуда дровишки.

Daria: Дамы по-моему вы забыли, что источником дохода Пейрака была контрабанда, а купелирование - это отвод глаз, чтобы не спрашивали - откуда дровишки. Да... мы наверное фильма обсмотрелись.

Анна: Но в Африке он не для отвода глаз работал, равно как и в Америке

allitera: Анна Ну в Африке просто золота больше, чем во Франции, там его надо было добывать. Я конечно делеко не специалист по породам, но слышала. что долото в природе встречается не только в чистых слитках, но и в породе. Кстати, в этом вопросе Голон помогал муж, ведь именно добычей золота он занимался сам в Африке - открывая рудники. Так, что не думаю, что в книге есть ошибка.

Анна: Да, конечно, в породе золото встречается. На этом Голон и сыграла. Можно предположить, что какие-то возможности добычи золота во Франции все же оставались. Но Жоффрей ведь и серебром занимался, а серебряные рудники на юге Франции действительно были, еще в древности.



полная версия страницы