Форум » Творчество читателей » Тайные знаки произведения » Ответить

Тайные знаки произведения

Женя: Я не в коем разе не претендую на профессионализм, скорее наоборот, мне бы хотелось поделиться своими впечатлениями от произведения именно, как читателю. Но не просто читателю, а влюблённому, уважающему, восторженному и познающему. Это не анализ произведения (просто этим я в принципе не умею заниматься), это поиск «кладов» спрятанных на страницах этой волшебной книги. Волшебство и магия произведения притягивают и завораживают, заставляют эмоциональное начало в каждом из нас неустанно работать и эта работа не каторжная, она в удовольствие, как, например, малышу в удовольствие поглощать очередное мороженное с неизвестной начинкой, а потом оно становится его любимым лакомством. Читая критику и анализ произведений Александра Грина, я наткнулась на замечательное высказывание Карла Юнга «Великое произведение искусства подобно сновидению, которое при всей своей наглядности не истолковывает себя само и никогда не имеет однозначного толкования». Это подтверждают и наши, часто совершенно противоположные оценки произведения в целом и анализ поступков того или иного героя в отдельности, на форуме. Они многогранны и непредсказуемы, в них нет ни капли вымеренности, они стихийны. Иногда, кажется, что тот или иной поступок, действие или простой шаг героя очевиден, но это не так, и, переворачивая страницу можно увидеть то, о чём ты не догадывался. Я не оговорилась, именно увидеть. Читая такие произведения, невольно становишься сам себе режиссёром. Перед твоими глазами вдруг вырастают огромные стены Монтелу, или грязные улицы Парижа, а вот и цветущий сад в парках Тулузы, а это разве не Версальские фонтаны… В таких историях есть магия. Я вижу и чувствую её на каждой странице, практически в каждой строчке. Предлагаю Вам заняться вместе со мной этой увлекательнейшей игрой: поисками удивительного и необычного. Итак, начинаем… Потрясающая «Р». Когда я читала первый раз или второй, я этого и не замечала. Это не так очевидно, не так ясно, но есть что-то особое (на что каждый из нас рано или поздно обратит внимание), как двадцать пятый кадр в кино. Вот и эта буква «р», которую я вдруг подметила для себя, изначально не проявляла своей активности. Нет, конечно, это самая обычная буква, которую мы используем везде и повсюду, но именно здесь( повторюсь, для меня), она вдруг стала особенной, несущей какой-то тайный смысл. Сомневаюсь, что Анн Голон закладывала в этот звук какую-то эмоциональную нагрузку сознательно, но на уровне чувств это происходило несомненно. Этот звук словно вытягивающий, бурлящий поток, что-то всё-таки завораживает, когда слышишь: «Граф де Пейрак де Моран д'Иристрю». Неправда ли, что-то в этом есть? Все вершины, моменты самого самого эмоционального напряжения, мгновения отчаяния, в этом произведение, очень явно окрашены звонким роковым светом этого звука: смерть, Гревская площадь, костёр, корабль… Ларец с ядом… Но скажи - шкатулка и теряется, исчезает острота восприятия. Этой буквы нет в мягком и нежном имени Анжелика, но разве мы не используем иногда вместо имени или вместе с ним такие эпитеты как: прекрасная, очаровательная, несравненная. А символы власти, разве не звучат так же стройно и восхитительно: трон, корона, престол. Людовик Король-Солнце для всех, разве не сир, и не вытягивает всё слово, словно в струнку, эта удивительная «р» - Версаль? Мне кажется, что такие особые методы использовали раньше и прибегают сейчас авторы не так уж случайно. Ведь есть же такие упражнения на актёрских курсах в технике речи, когда выделяется один или пара звуков, которые, ершась, становятся иногда даже труднопроизносимыми. Вспомните, «шёл грека через реку…» или «кукушка кукушонку купила капюшон…» У Александра Грина мне кажется, используется тот же самый приём. Артур Грей, корабль «Секрет», Каперна, паруса. И действительно в этом звуке огонь красок и порывистость ветра. Игра цвета. Ничего такого здесь нет, многие используют такую технику, и она не просто оправдана, она необходима. У Артюра Рэмбо есть замечательное стихотворение «Цветные гласные», а символ цвета в тех же «Алых парусах» или у С. Кинга в «Зелёной миле». Символика цвета, как и символика звука, очень помогает восприятию, она создаёт особые клапаны, которые в нужный момент, под действием эмоционального напряжения, просто вырывает, начинается работа для сердечных мышц. Через всю историю проходит один из самых благородных цветов - цвет золота. Ну кто скажет, что цвет волос Анжелики случаен? Когда на свадьбе, на приёме, сошлись три главные фигуры произведения, разве это был не кульминационный момент. Создающий золото, одетая в золото, и золото Солнца. Кажется, в эту секунду можно было бы ослепнуть не понарошку. Зелёный цвет… Людовик, на мой взгляд, всё-таки был отравлен, но не изумрудным ядом купороса, а зеленью бездонных глаз Анжелики. Так на востоке, вокруг и около, проходит голубой цвет, цвет неба и морского простора, символ вечной свободы. Конечно это не всё и таких удивительных «неслучайных случайностей» превеликое множество в этом произведение. Может, кто-то из вас подметил что-то особенное, тогда поделитесь своими впечатлениями, своими открытиями. Это очень интересно…

Ответов - 150, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Леди Искренность: Gennady пишет: Я еще напишу о девизах- Вы увидите, что я имею в виду Очень интересно, так как мне пока непонятно о чем Вы ведете речь...

Florimon: Gennady вы очень красиво пишете - я бы читала и читала!!! Я надеюсь вы продолжите

Женя: Gennady, значит я не правильно Вас поняла, хотя теперь чую немного, что Вы имеете в виду... Очень жду Ваших заметок и высказываний. Может, Вы предложите что-то нам, здесь присутствующим, в виде работы для мозгов!


Ариана: Женя, вы красиво пишете и подметили такие нюансы... Хотелось бы добавить. Маркиз дю Плесси-Бельер что-то похожее на Монте-Кристо ( в толковании Gennady). Тоесть Плесси - это ранее детство, Анжелика и еще его внешность возможно, а Бельер - что-то мужественное, твердое и, наверное, жестокое благодаря все той же "р". Еще буква "р" звучала в названии отеля в Париже ( Ботрейн) с которым немало связано. Цвет глаз Анжелики... Зелень лесов и болот Пуату. Золото волос, как предвесник величия, богатства и розкоши. А слегка смуглая кожа, чем не намек на определенную бедность? ( имею ввиду, что смуглые люди были, преимущественно, рабочие, которые трудились под палящими лучами солнца, кроме южан, конечно).

Женя: Девочки, спасибо Вам всем, я в восторге от Ваших точных попаданий, так сказать. Gennady, проблема в том, что я не знаю многих профессиональных терминов и понятий, я ведь писала по ощущениям, наверное и не поняла, что такое девиз. Сейчас вдруг попалась книга Ю.Борева, вот читаю, а там столько этих терминов, что иногда голова кругом идёт, но читаю, потому что мне это интересно, да и в целом он пишет очень легко. Очень надеюсь на Ваше "разжёвывание" многих понятий и тонкостей.

Caterine: Женя, Вы очень красиво и точно подметили про эту загадочную и звучную "Р" . Действительно «Граф де Пейрак де Моран д'Иристрю» звучит бесподобно - здесь и величие, и красота, и благородство, и угроза и много-много других не менее звучных эпититов. Хотелось бы добавить - детей Жоффрея де Пейрака назвали Фло"р"имоном, Канто"р"ом, Гло"р"ианд"р"ой и "Р"аймоном-"Р"оже - в их именах так же царит эта колдовская буква "Р". И мне кажется, что это не случайность. Считается, что чем больше одинаковых букв в именах людей, тем проще им общаться, и тем ближе они друг другу. Так вот наверное, эта "Р" и должна сближать графа и его детей.

Женя: А ведь и правда, и в именах Шарля-Анри и Онорины есть буква "р". Я вот хочу поинтересоваться, никто магии чисел не нашёл? У меня этого как-то не получилось, может я чего-то упустила, но с цифрами я ничего связать не сумела. А вы?

Gennady: Увы, в каббалистике цифр я мало что понимаю, хотя и тут безусловно что-то есть. Очнеь коротко, о девизах. Девизы - энергетическая сущность множества талантливых произведений, их рефрен и заклинание. По сути своей они напоминают молитву, которая осуществляется, вне зависимости веры в Бога. Это гениально угаданные несколько слов,- с не менее гениальным звукорядом, вокруг которых вьется и нанизывается как бусинки- поэма, песня, роман, рассказ. Причем, само произведение может быть и не слишком стоящим, но благодаря девизу память о нем сохраняется. А уж если произведение стоящее... то его удел-- память долгая. Примеры : Один за всех, и все за одного Ждать и надеяться Бороться и искать, найти и не сдаваться/ а также само название "Два капитана" Маркиза Ангелов- гениально угаданный рефрен/девиз и проекция на всю жизнь Анжелики Позолота вся сотрется, свиная кожа остается - Андерсен "Старый дом" Я тороплюсь, я бегу... Из песен : Миллион алых роз - песня-то плохонькая, но рефрен... Стюардесса, по имени Жанна - то же самое Казанова, Казанова ...Белый лебедь на пруду, качает сонную звезду Таких примеров - тысячи. Звуки, звуки, передающие и чувства и даже мысли Ариана, Катерина - прекрасные наблюдения и выводы. Простите - нет возможности больше писать, а, в принципе, эта тема на долгие рамышления и, если хотите, на докторскую диссертацию. Любопытно ведь проследить, каким именно образом девиз как нитка, нанизывает на себя жемчужинки

Женя: Это удивительно! Знаете, а какой же тогда может быть девиз для стороны произведения, где царствует Жоффрей? Конечно, не отдельно от Анжелики, но всё-таки он такой же главный герой, ведь девиз "Анжелика маркиза ангелов" это хоть и настоящее название первой книги, но всё-таки относится к женскому началу, а в этом произведении потрясающее равновесие женского и мужского.

Gennady: Великий Лангедокский Хромой ? Золотой голос королевства ? Нужно подумать

Элен: Женя пишет: а какой же тогда может быть девиз для стороны произведения, где царствует Жоффрей? Конечно, не отдельно от Анжелики, но всё-таки он такой же главный герой "Можно прожить множество жизней". Так Жоффрей ответил Язону на вопрос, в чем секрет "его молодости" - всегда нового взгляда на мир. Это как мантра! Как заклинание. Как извечное возрождение Феникса из пепла. Как шипение Змея-Искусителя. Живи! Живи! Вопреки всему. Жизнь. МОЖНО жить, МОЖНО воскреснуть. Но НУЖНО меняться. Жизнь - вечное изменение, течение. И потому он говорит Анжелике о том, что спустя много лет, они все те же, но уже не те...

Женя: Элен, это очень здорово подмечено! Надеюсь, Вы присоединитесь к нашим поискам заколдованного и тоже что-нибудь предложите!

Леди Искренность: Женя пишет: Это удивительно! Знаете, а какой же тогда может быть девиз для стороны произведения, где царствует Жоффрей? Конечно, не отдельно от Анжелики, но всё-таки он такой же главный герой, ведь девиз "Анжелика маркиза ангелов" это хоть и настоящее название первой книги, но всё-таки относится к женскому началу, а в этом произведении потрясающее равновесие женского и мужского. "Ничто не появляется ниоткуда, ничто не уходит в никуда..." (закон сохранения материи, который Пейрак хотел поместить на всоей двери). Про остальное подумаю завтра, а то уже 2 часа ночи...

Женя: Спокойной ночи!

Женя: Коль вы, почти все почему-то, не втягиваетесь в эту забавную игру, то я позволю себе опять немножко покопаться в текстах. Дело, я вам скажу, увлекательнейшее! Даже на ровном месте можно найти бугорок или ямку. Вот ночью мне делать нечего было, и я вновь принялась за поиски. Если говорить о разных ситуациях, событиях, обстоятельствах, происходящих хотя бы в первой книге, как об истоке, зарождении, завязке, проекции на будущее, которое связано с этими событиями узлами логических следований, то таких узелков здесь превеликое множество. Получается настоящее узелковое письмо, которое мы сможем расшифровать, прочитать до конца, до самой глубины, до истины, только к последней книге серии, которое не раскрывает своих тайн по нашему повелительному желанию, а учит быть терпеливым и очень внимательным. Кажется, что сама первая книга является некой проекцией. В малом находим большое. Нашла уж самое несомненное, в надежде, что Вы все всё-таки примите участие. Конечно же, сразу с первой строки (и это очевидно) мы, не отвлекаясь на описания героев и их характеры, получаем первую сказочную подсказку - Жиль де Рец, страшный людоед, который ел детей и варил их в котле, но при этом был, по словам старой Фантины, великим человеком. ( «После рассказов кормилицы Мадлон дрожала от страха как осиновый лист. Ортанс тоже было страшно, но, как старшая, она не подавала виду. У одной лишь Анжелики все эти ужасы вызывали какое-то радостное возбуждение».) То есть завязка, пока очень прозрачная, даже призрачная, заложена в первых строках. Ведь не отвлекается автор на «подход» к изображению природы, красоты мест, ну или к подробному описанию хотя бы внешности присутствующих. Автор действует, как многие писатели детективного жанра, которые начинают сразу с трупа или ограбления и читатель мгновенно должен вскользнуть в действие, ещё не улавливая сюжета. Дальше начинается знакомство с удивительным сказочным миром главной героини, её детских поступков, рассуждений, игр. ( «По примеру Мелюзины Анжелика тоже собирала разные корни и цветы, высушивала их, затем одни варила, другие растирала в порошок, рассыпала по пакетикам»). И это всё мы прочитаем в американской серии. Я не буду лесть уж совсем в каждое слово или действие, происходящее с героиней, в этом нет смысла, я просто хочу поделиться теми моментами, которые, как мне показалось, окрашивали в яркую краску многие ключевые события будущего, как бы помечали их, привлекая внимание читателя. Стычка Анжелики с кузеном Филиппом в замшелом замке Монтелу, оставляет на сердце маленькой героини болезненный рубец, но не он как таковой был этому причиной, скорее всего безысходность, бедность, отчаяние. Филипп был, скорее всего, удачным средством исполнения этого внутреннего конфликта. И вдруг появляется «чёрный гость», из неоткуда, словно происходит маленькое волшебство, и он спасает душу Анжелики рассказами о чудесных странах, о великих морях и океанах, о причудливой красоте тех сказочных мест. («Это событие оставило более глубокий след в памяти Анжелики. «Черный гость» не только не поколебал никаких устоев и не ранил ничьей души, как предыдущие гости, но своими необычными речами вселил в Анжелику надежду, непоколебимую и твердую надежду, которую она пронесла через всю свою жизнь»). Ну разве это не проекция? Чёрный человек, и гугенот(ы), и Америки... А стены монастыря не напоминают, пусть чуть-чуть, ограды гарема из которого она весьма удачно бежала тоже при помощи и содействии мужчины. Ларец с ядом скорее причина, явная причина будущего конфликта, и я это опускаю. А вот, например, улица Ада, где жила её сестра Ортанс. Ну разве это не зловещее предзнаменование? Всё сразу и не вспомнить, весьма затруднительно для меня одной. Подключайтесь!



полная версия страницы