Форум » Творчество читателей » Тайные знаки произведения » Ответить

Тайные знаки произведения

Женя: Я не в коем разе не претендую на профессионализм, скорее наоборот, мне бы хотелось поделиться своими впечатлениями от произведения именно, как читателю. Но не просто читателю, а влюблённому, уважающему, восторженному и познающему. Это не анализ произведения (просто этим я в принципе не умею заниматься), это поиск «кладов» спрятанных на страницах этой волшебной книги. Волшебство и магия произведения притягивают и завораживают, заставляют эмоциональное начало в каждом из нас неустанно работать и эта работа не каторжная, она в удовольствие, как, например, малышу в удовольствие поглощать очередное мороженное с неизвестной начинкой, а потом оно становится его любимым лакомством. Читая критику и анализ произведений Александра Грина, я наткнулась на замечательное высказывание Карла Юнга «Великое произведение искусства подобно сновидению, которое при всей своей наглядности не истолковывает себя само и никогда не имеет однозначного толкования». Это подтверждают и наши, часто совершенно противоположные оценки произведения в целом и анализ поступков того или иного героя в отдельности, на форуме. Они многогранны и непредсказуемы, в них нет ни капли вымеренности, они стихийны. Иногда, кажется, что тот или иной поступок, действие или простой шаг героя очевиден, но это не так, и, переворачивая страницу можно увидеть то, о чём ты не догадывался. Я не оговорилась, именно увидеть. Читая такие произведения, невольно становишься сам себе режиссёром. Перед твоими глазами вдруг вырастают огромные стены Монтелу, или грязные улицы Парижа, а вот и цветущий сад в парках Тулузы, а это разве не Версальские фонтаны… В таких историях есть магия. Я вижу и чувствую её на каждой странице, практически в каждой строчке. Предлагаю Вам заняться вместе со мной этой увлекательнейшей игрой: поисками удивительного и необычного. Итак, начинаем… Потрясающая «Р». Когда я читала первый раз или второй, я этого и не замечала. Это не так очевидно, не так ясно, но есть что-то особое (на что каждый из нас рано или поздно обратит внимание), как двадцать пятый кадр в кино. Вот и эта буква «р», которую я вдруг подметила для себя, изначально не проявляла своей активности. Нет, конечно, это самая обычная буква, которую мы используем везде и повсюду, но именно здесь( повторюсь, для меня), она вдруг стала особенной, несущей какой-то тайный смысл. Сомневаюсь, что Анн Голон закладывала в этот звук какую-то эмоциональную нагрузку сознательно, но на уровне чувств это происходило несомненно. Этот звук словно вытягивающий, бурлящий поток, что-то всё-таки завораживает, когда слышишь: «Граф де Пейрак де Моран д'Иристрю». Неправда ли, что-то в этом есть? Все вершины, моменты самого самого эмоционального напряжения, мгновения отчаяния, в этом произведение, очень явно окрашены звонким роковым светом этого звука: смерть, Гревская площадь, костёр, корабль… Ларец с ядом… Но скажи - шкатулка и теряется, исчезает острота восприятия. Этой буквы нет в мягком и нежном имени Анжелика, но разве мы не используем иногда вместо имени или вместе с ним такие эпитеты как: прекрасная, очаровательная, несравненная. А символы власти, разве не звучат так же стройно и восхитительно: трон, корона, престол. Людовик Король-Солнце для всех, разве не сир, и не вытягивает всё слово, словно в струнку, эта удивительная «р» - Версаль? Мне кажется, что такие особые методы использовали раньше и прибегают сейчас авторы не так уж случайно. Ведь есть же такие упражнения на актёрских курсах в технике речи, когда выделяется один или пара звуков, которые, ершась, становятся иногда даже труднопроизносимыми. Вспомните, «шёл грека через реку…» или «кукушка кукушонку купила капюшон…» У Александра Грина мне кажется, используется тот же самый приём. Артур Грей, корабль «Секрет», Каперна, паруса. И действительно в этом звуке огонь красок и порывистость ветра. Игра цвета. Ничего такого здесь нет, многие используют такую технику, и она не просто оправдана, она необходима. У Артюра Рэмбо есть замечательное стихотворение «Цветные гласные», а символ цвета в тех же «Алых парусах» или у С. Кинга в «Зелёной миле». Символика цвета, как и символика звука, очень помогает восприятию, она создаёт особые клапаны, которые в нужный момент, под действием эмоционального напряжения, просто вырывает, начинается работа для сердечных мышц. Через всю историю проходит один из самых благородных цветов - цвет золота. Ну кто скажет, что цвет волос Анжелики случаен? Когда на свадьбе, на приёме, сошлись три главные фигуры произведения, разве это был не кульминационный момент. Создающий золото, одетая в золото, и золото Солнца. Кажется, в эту секунду можно было бы ослепнуть не понарошку. Зелёный цвет… Людовик, на мой взгляд, всё-таки был отравлен, но не изумрудным ядом купороса, а зеленью бездонных глаз Анжелики. Так на востоке, вокруг и около, проходит голубой цвет, цвет неба и морского простора, символ вечной свободы. Конечно это не всё и таких удивительных «неслучайных случайностей» превеликое множество в этом произведение. Может, кто-то из вас подметил что-то особенное, тогда поделитесь своими впечатлениями, своими открытиями. Это очень интересно…

Ответов - 150, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Элен: Женечка! Постараюсь присоединиться, но я нахожусь на работе А без кропотливого анализа текста тут не обойтись.

Леди Искренность: Я лично заметила, как автор, для усиления эффекта, мастерски использует повторы, эффект де жа вю. Например: помните в Тулузе: слава и слухи о графе, рассказаные Никола, Фантиной..,покупка, свадебный банкет, новый незнакомый, пугающий, но привораживающий мужчина, слова "я не буду Вас принуждать, Вы придете сами", потом покорение при помощи кучи маленьких приемов (слова, поступки, платья, драгоценности), потом очарование мужчины в маске, потом дуэль... Разве то, что происходило в Кандии не тоже самое в миниатюре? Слухи и сплетни о Рескаторе, такое же эффектное появление перед испуганной женщиной, та же покупка заметь те, только в менее завуалированном виде, потом снова банкет, покорение женщины словами, делом, платьем, драгоценностями... Все таже маска из под которой горят глаза... Снова, "я не буду Вас принуждать Вы придете сами"...Даже дуэль, на этот раз с Эскренвилем имела место... Только конец разный... А так...

Gennady: Ну да, конечно, такой прием называется проекцией или отражением в художественной стилистике, и Анна Голон его использует мастерски. Кажется, это у Руссо было : "Мандарин, который убивает кончиком пальцев за тысячи миль..." Этот прием очень интересно изложен и проанализирован в работе Сергея Щепотьева "Супруги Голон о супругах Пейрак". Между прочим, Женя, о магии цифр. "И один в поле воин", "Два капитана", "Три мушкетера", "Пятеро против кардинала", "Шестеро вышло из лесу", и так далее. Убежден,что я "Анжелике" есть и магия цифр. Особенно, как Вы понимаете, в цифрах "три", "семь", "девять". Просто не имею возможности порыться или вспомнить. Может быть, вы, девушки, припомните, где в "Анжелике" работают цифры ? А они безусловно работают - не могла Анна Голон пройти мимо. Ну, хотя бы три подруги : Анжелика, Монтеспан, и забыл, кто еще- Франсуаза, да ?


Женя: Да, эти цифры часто используются в магии и колдовстве. А Анжелика была уж слишком близка к языческим корням, так что цифры должны где-то проявиться. Это как в "Двенадцатой ночи" у Шекспира. Эта ночь после Йоля, ( к новому году ближе) когда все слова обретают магическую силу, когда нельзя бросать слова на ветер, это то время, когда необходимо быть добрым и весёлым, чтобы следующий год прошёл удачно.

allitera: Gennady пишет: Ну, хотя бы три подруги : Анжелика, Монтеспан, и забыл, кто еще- Франсуаза, да ? Трое из Пуату: Анжелика и два Франсуазы.

Женя: Я чего-то, как-то весьма поверхностно пробежалась по работе С. Щепотьева, надо перечитать внимательнее...

Daria: Gennady, Вы думаете, это все намеренные приемы?! У меня почему-то большие сомнения.

Женя: Дарья, скорее нет, конечно, но в этом то и есть магия о которой мы говорим, а вообщем-то это известные приёмы в литературной среде, это нормально.

Daria: Ну я в магию такого рода не верю. Это элементарная работа авторского подсознания. И это еще ерунда по сравнению с основным участием подсознания в создании худ. произведения.

Женя: А жаль, что не верите...

Daria: Ну, каждый верит, в то, что считает более убедительным. :) Но вот мне интересно, как Вы это себе представляете? Анн Голон шептала заклинания над текстом? Или с духами обсуждала цвет волос героини?

Женя: Вы просто не очень понимаете. что мы тут имеем в виду Мы ведь говорим здесь не сколько о магии, сколько о восприятии её в жизни через призму нашего сознания. О работе автора с вспомогательными уловками. Это не подсознание, это скорее возможность, воспользовавшись такими ухищрениями, подвести читателя к его(автора) оценке задуманного и воспроизведенного. Вот, например, та же магия чисел у моего любимого Грина. Игра в шахматы. 64 клетки, черное и белое, вечная борьба тьмы и света. Китайская книга перемен утверждает, что любая жизненная ситуация имеет именно 64 возможных варианта разрешения. Не может не обратить на себя внимание и тот факт, что в молекуле ДНК, микрокирпичике Мира, 64 составляющих. Шахматы – символическое свидетельство закона зеркального отражения двух миров: что происходит в одном мире, происходит и в другом. Так что эти приёмы не простые «краски-разукраски», а необходимость.

Daria: Женя, да все понятно. Вот только магия ли это, вот в чем вопрос. Любое литературное произведение отражает законы мира, это естественно. Числа и символы имеют соответствующие устоявшиеся ассоциации. Я не думаю, что автор сидит и намеренно думает, а каким бы таким хитрым приемом воздействовать на читателя. Да и не на всех действут такие вещи, кто-то их вообще не замечает. Кстати, в шахматах вовсе не 64 возможных варианта решения, а намного больше.

Женя: Ну в китайской именно 64 Написанное это отражение действительности, реального. Ну разве вы не сталкивались сами или ваши знакомые, например, с чем-то ну логически необъяснимым (ах, как часто мы желаем всё объяснить логикой) Допустим, кто-то всё время переезжает в квартиру номер 13 или вытаскивает такой билет на экзаменах? Кто-то женится только на Светланах или выходит замуж только за Анатолиев, например? Вот это и есть мистическая игра Вселенной!

Daria: Женя, я верю в Бога, Творца Вселенной, в то, что все в этом мире происходит по Его воле. Верю в предопределение: если что-то случилость, то значит так и должно было быть. А примеры, который Вы привели.. ну во-первых, не все они так уж логически необъяснимы, а во-вторых я просто не вижу смысла концентрироваться на таких вещах. Ну вытягивала я желаемые билеты на экзамене, ну где-то еще какие-то совпадения случались, ну есть у меня в имени, фамилии и отчестве буква "р". Ну и что дальше, что я должна по этому поводу сделать? Мне кажется, в жизни есть более важные вещи, на которые стоит обращать внимание.



полная версия страницы