Форум » Творчество читателей » Тайные знаки произведения » Ответить

Тайные знаки произведения

Женя: Я не в коем разе не претендую на профессионализм, скорее наоборот, мне бы хотелось поделиться своими впечатлениями от произведения именно, как читателю. Но не просто читателю, а влюблённому, уважающему, восторженному и познающему. Это не анализ произведения (просто этим я в принципе не умею заниматься), это поиск «кладов» спрятанных на страницах этой волшебной книги. Волшебство и магия произведения притягивают и завораживают, заставляют эмоциональное начало в каждом из нас неустанно работать и эта работа не каторжная, она в удовольствие, как, например, малышу в удовольствие поглощать очередное мороженное с неизвестной начинкой, а потом оно становится его любимым лакомством. Читая критику и анализ произведений Александра Грина, я наткнулась на замечательное высказывание Карла Юнга «Великое произведение искусства подобно сновидению, которое при всей своей наглядности не истолковывает себя само и никогда не имеет однозначного толкования». Это подтверждают и наши, часто совершенно противоположные оценки произведения в целом и анализ поступков того или иного героя в отдельности, на форуме. Они многогранны и непредсказуемы, в них нет ни капли вымеренности, они стихийны. Иногда, кажется, что тот или иной поступок, действие или простой шаг героя очевиден, но это не так, и, переворачивая страницу можно увидеть то, о чём ты не догадывался. Я не оговорилась, именно увидеть. Читая такие произведения, невольно становишься сам себе режиссёром. Перед твоими глазами вдруг вырастают огромные стены Монтелу, или грязные улицы Парижа, а вот и цветущий сад в парках Тулузы, а это разве не Версальские фонтаны… В таких историях есть магия. Я вижу и чувствую её на каждой странице, практически в каждой строчке. Предлагаю Вам заняться вместе со мной этой увлекательнейшей игрой: поисками удивительного и необычного. Итак, начинаем… Потрясающая «Р». Когда я читала первый раз или второй, я этого и не замечала. Это не так очевидно, не так ясно, но есть что-то особое (на что каждый из нас рано или поздно обратит внимание), как двадцать пятый кадр в кино. Вот и эта буква «р», которую я вдруг подметила для себя, изначально не проявляла своей активности. Нет, конечно, это самая обычная буква, которую мы используем везде и повсюду, но именно здесь( повторюсь, для меня), она вдруг стала особенной, несущей какой-то тайный смысл. Сомневаюсь, что Анн Голон закладывала в этот звук какую-то эмоциональную нагрузку сознательно, но на уровне чувств это происходило несомненно. Этот звук словно вытягивающий, бурлящий поток, что-то всё-таки завораживает, когда слышишь: «Граф де Пейрак де Моран д'Иристрю». Неправда ли, что-то в этом есть? Все вершины, моменты самого самого эмоционального напряжения, мгновения отчаяния, в этом произведение, очень явно окрашены звонким роковым светом этого звука: смерть, Гревская площадь, костёр, корабль… Ларец с ядом… Но скажи - шкатулка и теряется, исчезает острота восприятия. Этой буквы нет в мягком и нежном имени Анжелика, но разве мы не используем иногда вместо имени или вместе с ним такие эпитеты как: прекрасная, очаровательная, несравненная. А символы власти, разве не звучат так же стройно и восхитительно: трон, корона, престол. Людовик Король-Солнце для всех, разве не сир, и не вытягивает всё слово, словно в струнку, эта удивительная «р» - Версаль? Мне кажется, что такие особые методы использовали раньше и прибегают сейчас авторы не так уж случайно. Ведь есть же такие упражнения на актёрских курсах в технике речи, когда выделяется один или пара звуков, которые, ершась, становятся иногда даже труднопроизносимыми. Вспомните, «шёл грека через реку…» или «кукушка кукушонку купила капюшон…» У Александра Грина мне кажется, используется тот же самый приём. Артур Грей, корабль «Секрет», Каперна, паруса. И действительно в этом звуке огонь красок и порывистость ветра. Игра цвета. Ничего такого здесь нет, многие используют такую технику, и она не просто оправдана, она необходима. У Артюра Рэмбо есть замечательное стихотворение «Цветные гласные», а символ цвета в тех же «Алых парусах» или у С. Кинга в «Зелёной миле». Символика цвета, как и символика звука, очень помогает восприятию, она создаёт особые клапаны, которые в нужный момент, под действием эмоционального напряжения, просто вырывает, начинается работа для сердечных мышц. Через всю историю проходит один из самых благородных цветов - цвет золота. Ну кто скажет, что цвет волос Анжелики случаен? Когда на свадьбе, на приёме, сошлись три главные фигуры произведения, разве это был не кульминационный момент. Создающий золото, одетая в золото, и золото Солнца. Кажется, в эту секунду можно было бы ослепнуть не понарошку. Зелёный цвет… Людовик, на мой взгляд, всё-таки был отравлен, но не изумрудным ядом купороса, а зеленью бездонных глаз Анжелики. Так на востоке, вокруг и около, проходит голубой цвет, цвет неба и морского простора, символ вечной свободы. Конечно это не всё и таких удивительных «неслучайных случайностей» превеликое множество в этом произведение. Может, кто-то из вас подметил что-то особенное, тогда поделитесь своими впечатлениями, своими открытиями. Это очень интересно…

Ответов - 150, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Женя: Не стоит заниматься выжиманием. Так не далеко до абсурда!

Женя: Wanderer, я ведь имею в виду скрытое по тексту, а не в количестве томов.

Леди Искренность: Женя пишет: Wanderer, я ведь имею в виду скрытое по тексту, а не в количестве томов. А мне аналогия понравилась...


Женя: Леди Искренность, можно, конечно, и это. Ведь каждому человеку видится что-то своё, он раскрывает для себя каждый раз по-разному текст. Я ведь, например, сколько читала-перечитала книгу пока не пришла к тем умозаключениям которые Вы читали. Да вот взять того же Шекспира, кто-то в восторге от его произведений и у каждого своё понимание текста, а вот Толстому Шекспир не нравился совсем, его произведения, говоря современным языком, бесили. Мне Шекспир очень интересен, а вот Толстой по мне так товарищ со "свинцовым языком", хотя уверена здесь на форуме наверняка есть почитательницы его таланта, но после Анны Карениной у меня болела голова. Мне он не сроден, у нас мало точек соприкосновения. И, самое главное для меня, он не оставляет надежды, после него какая-то безысходность, что ли... Но это только для меня.

Леди Искренность: Женя пишет: Ведь каждому человеку видится что-то своё Согласна, я вот, наоборот, как любитель растекаться мыслью по древу , больше люблю Толстого, для меня лично "краткость не сестра талланта"... Отсюда мое прохладное отношение к упомянутому мною Антону Палычу... А вот у Шекспира люблю слог, а вот внутреннее наполнение, смысл мне видятся несколько примитивными... И еще скажу, может для кого-то жуткую вещь, но я не люблю Пушкина (за исключением 2-3 вещей...) Ну не нравится он мне, и все тут... А вот Лермонтова, Тютчева могу перечитывать бесконечно. У меня даже все поля книги мыслями и коментариями поисписаны...

Daria: Леди Искренность пишет: И еще скажу, может для кого-то жуткую вещь, но я не люблю Пушкина Почему жуткую? Нормальный ход. Это нам со школы внушили, что классики - это святое и незыблемое. А они точно так же, как и все остальные писатели, либо цепляют, либо нет.

Женя: Да, Вы правы, Дарья, но попробуй скажи это в те времена, когда я училась в школе? С нашей бы литераторшей случился бы припадок. Я именно со школьных времён возненавидела "Войну и мир" и Наташу Ростову, которую я по наивности на уроке назвала самочкой.

Daria: Женя пишет: Да, Вы правы, Дарья, но попробуй скажи это в те времена, когда я училась в школе? С нашей бы литераторшей случился бы припадок. Ну что поделаешь, политкорректность соблюдать приходится иногда. И не только в школе. Я в таких случаях предпочитала оставить свое мнение при себе. Не потому, что я такая трусиха, а просто понимала, что так только шуму наделать можно, а понимания все равно не встретишь. Все-таки одно дело дискуссия на равных, а другое дело - с преподавателем. Женя пишет: назвала самочкой. На уроке?! Женя, Вы смелая.

Женя: Нет. не на уроке. Она меня оставила после уроков, так как я совсем не знала материала. Я только читала про Наташу отрывки, вот у меня и сложилось такое впечатление. Вообще, если уж быть до конца честной, я "Войну и Мир" так полностью и неодолела. С тех пор не люблю Толстого. (кроме "Воскресения") да и то, у меня сложилось только одно впеччатление от произведения на долгие годы, словно зацементировалось, но эта вещь живая... Да, Дарья, я тоже после этого язык прикусила, когда мне "3" засветила. Но проблема преподавания в то время была очевидной. мы для них дети, но для чего тогда такие серьёзные произведения изучать в школе и обсуждать их с детьми?..

Женя: Дарья, а как Вам Толстой?

Daria: Женя пишет: мы для них дети, но для чего тогда такие серьёзные произведения изучать в школе и обсуждать их с детьми?.. Это претензии к чиновникам из Минобразования, которые включают в школьную программу "Фауста", "Тихий Дон", "Войну и мир", "Божественную комедию", "Преступление и наказание" и прочие вещи, до которых ИМХО нужно явно еще чуть-чуть дозреть. Женя пишет: Дарья, а как Вам Толстой? Настоящее удовольствие получила только от "Детства" и "Отрочества". А мегапроизведения очень уважаю, но тоже не одолела. Каяться в этом не собираюсь, т.к. всегда были книги, которые читала запоем. Но к сожалению со школьной программой мои предпочтения пересекались редко. А вот Шекспир меня на сцене впечатлял, а при чтении местами усыплял.

allitera: Daria пишет: Это претензии к чиновникам из Минобразования, которые включают в школьную программу "Фауста", "Тихий Дон", "Войну и мир", "Божественную комедию", "Преступление и наказание" и прочие вещи, до которых ИМХО нужно явно еще чуть-чуть дозреть. Уж что верно, то верно. Любви к этим произведениям не привили. а стойкое отвращение точно. Не думаю, что вообще рещусь читать классиков. Хотя была крайне поражена. что кроме той "тягомотины", которую нас заставляли читать, те же писатели написали совершенно потрясающие вещи. И еще честно говоря, при таком подходе меня в общем пугает перспектива изучение Анжелики в школе. это же и к ней можно создать отвращение и так ее никто не прочтет. Всегда считала, что нелязя любить из-под палки. Куда полезенее. если бы читали по предпочтениям. а потом делились впечатлениями. вот тогда и у других бы возник стимул почитать и составить свое мнение.

Daria: Зато классиков можно было читать, не закрывая обложки. Хотя там порой попадалась эротика, и достаточно вульгарная в том числе. allitera пишет: И еще честно говоря, при таком подходе меня в общем пугает перспектива изучение Анжелики в школе. это же и к ней можно создать отвращение и так ее никто не прочтет. Всегда считала, что нелязя любить из-под палки. Куда полезенее. если бы читали по предпочтениям. а потом делились впечатлениями. вот тогда и у других бы возник стимул почитать и составить свое мнение. У меня вообще такие мысли возникали по поводу всей системы образования. Особенно в ВУЗе, где детский сад уже совсем неуместным казался. Но это утопия. Дети читающие и так будут читать, а нечитающие хоть с названиями известных произведений ознакомятся, хоть из обсуждений на уроках что-то вынесут. Вообще я всегда своих одноклассников и однокурсников делила на тех, кто и так бы всему научился, и на тех, кто только из-под палки, иначе никак.

Wanderer: Да, и какой смысл пичкать тем, что человек не воспримет. Для галочки?? жуть.

allitera: Daria пишет: У меня вообще такие мысли возникали по поводу всей системы образования. Особенно в ВУЗе, где детский сад уже совсем неуместным казался. Но это утопия. Дети читающие и так будут читать, а нечитающие хоть с названиями известных произведений ознакомятся, хоть из обсуждений на уроках что-то вынесут. Вообще я всегда своих одноклассников и однокурсников делила на тех, кто и так бы всему научился, и на тех, кто только из-под палки, иначе никак. Ну метод принуждения все-таки нужен. потому, как если не заставлять учиться, то и писать-считать не будешь. Мне глубоко отвратительна эта идеологичность. Ну почему я должна повторять чье-то мнение о произведении. хотя оно у меня явно противоположное. Тем самым мне внушили неприятие какихто произведений. которые я может быть прочла и они мне понравились. А теперь уже не хочу. Книг велокое множество и опороченные школой в моих глазах врядли захочется прочесть.



полная версия страницы